Минэкономразвития и Минэнерго прокомментировали предложения о мерах поддержки предприятий шинной промышленности после вступления в ВТО, выдвинутые Российским союзом химиков. Предложения были сформулированы на заседании комиссии РСПП по химической промышленности в ноябре 2012 г. основными производителями шин и компонентов в России: компаниями “Кордиант”, “Татнефть” (“Нижнекамскшина”), “Алтайский шинный комбинат”, “Пирелли Тайр Руссия”, “Мишлен Русская компания по производству шин”, “Сибур”.
РСХ вышел с инициативой включить в “План развития газо- и нефтехимии России на 2030 г.” Федеральной целевой программы по развитию шинной промышленности. Минэкономразвития эту идею в целом отметило как целесообразную, однако ведомство предлагает предусмотреть ряд мероприятий по поддержке производителей шин в рамках разрабатываемой госпрограммы “Энергоэффективность и развитие энергетики” в подпрограмме “Развитие нефте- и газохимии “.
Среди прочих актуальных мер союз отмечал необходимость введения утилизационного сбора на все импортируемые шины. Минэнерго в своих комментариях напомнило, что в первом чтении Госдумы принят законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, где предусматривается ответственность импортера за утилизацию товаров, утративших потребительские свойства, а также порядок компенсации затрат. Президент РСХ Виктор Иванов выразил несогласие с ведомством: “Указанный законопроект предусматривает лишь общие нормы об ответственности за утилизацию, однако никак не закрепляет введение утилизационного сбора на шинную продукцию, тем более формулы для его расчета. На наш взгляд, плата за утилизацию должна рассчитываться и затем использоваться для организации процесса сбора, транспортировки, сортировки и переработки б/у шин”. Позицию союза поддержало Минэкономразвития.
Компания “Татнефть” обеспокоена отсутствием механизма целевого распределения средств от утилизационного сбора и предлагает организовать контроль за данным фондом со стороны общественных организаций и производителей шин.
Также РСХ предлагал установить приоритет шин, производимых в странах ТС, при осуществлении госзакупок для нужд федеральных и муниципальных органов исполнительной власти, ввести полный запрет на ввоз шин, бывших в употреблении.
Позицию двух ведомств вместе с дополнениями от Союза химиков Минэнерго направит в правительство РФ для рассмотрения возможных мер по поддержке шинных компаний в условиях ВТО.
По подсчетам РСХ, закрытие предприятий шинной промышленности грозит оставить более 300 тыс. человек без работы. Шина – продукт многокомпонентный, включающий цепочку товаров (каучук, техуглерод, кордные ткани и т. д.), производство которых зачастую сконцентрировано на градообразующих предприятиях.
Позиции двух министерств были заявлены 15 января на совещании в Минэнерго по мерам поддержки производителей шин.
С 2009 г. наблюдается ежегодный рост поставок импортных шин. В 2012 г. за 10 месяцев импорт автошин возрос на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Выдвинутые комиссией РСПП предложения, основанные на консолидированном мнении компаний – российских производителей шин, направлены на поддержку российских производителей, особенно перед возрастающей угрозой засилья импорта и в свете вступления в ВТО.
Российский союз химиков – некоммерческая организация, объединяющая предприятия химического сектора, отраслевые научно-исследовательские, проектные и учебные институты, союзы и ассоциации, вертикально интегрированные структуры. Члены РСХ вырабатывают 75-80% всей химической продукции России. Основная цель союза – защита интересов российских товаропроизводителей. (Российский союз химиков/Химия Украины, СНГ, мира)