В отеле “Балчуг Кемпински Москва” состоялась II международная конференция Creon Energy “СУГ 2012”. Россия обладает значительными мощностями по выпуску сжиженных углеводородных газов, в дальнейшем производство будет увеличиваться за счет проектов полезного использования ПНГ и строительства новых газоперерабатывающих заводов. Однако остается открытым вопрос, что делать с этим сырьем? Внутри страны газ можно использовать как сырье для нефтехимии, автомобильное топливо и для коммунально-бытовых нужд. Сжиженный углеводородный газ обладает также высоким экспортным потенциалом. Какие шаги следует предпринять, чтобы реализовать его в полной мере? Эти темы обозначил в приветственном слове генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов, призвав участников конференции к открытому диалогу.
Обзор рынка был представлен заведующей сектором СУГ информационно-аналитического центра “Кортес” Марией Кузиной. В 2011 г. производство газа составило около 13 млн. т, а в 2012 г., по оценкам центра, составит 13,7 млн. т. Потребление осталось на уровне предыдущего года и составило 9,7 млн. т. Рынок остается профицитным – среднегодовой рост торгового баланса составляет 7%. Доля экспорта в 2012 г. составит около трети. Незначительный импорт сырья с Лисичанского НПЗ в Украине никакого влияния на рынок не оказал, так как газ реэкспортировался в другие страны. Топливные СУГ имели в 2011 г. наибольшую долю в производстве – 60%, на втором месте шел выпуск бутанов (27%). Крупнейшими российскими производителями газа являются холдинг “Сибур” (27,6%) и “Газпром” (19,7%). Потребление СУГ в качестве автомобильного топлива в 2012 г. останется на уровне предыдущего, доля газа для нефтехимического использования увеличится на 12,5%, а коммунально-бытовое использование сократится на 1,5%. Основными поставщиками топливных СУГ являются компании “Газпром”, “Сибур”, “ЛУКойл” и “Новатэк”. Емкость топливного рынка газа составляет 4,3 млн. т, однако рост количества АГЗС замедляется. Основной прирост происходит за счет строительства заправок, принадлежащих ВИНКам – более 20% всех АГЗС принадлежат производителям СУГ, в дальнейшем эта доля будет увеличиваться. Экспорт газа за январь-август 2012 г. почти достиг 4 млн. т. Крупнейшим экспортером является “Сибур” (42,4% от общего объема поставок за рубеж). Особенность экспорта этого года – появление нового игрока (“Самаранефтеоргсинтез”), чья доля составила 7,5%. Наибольшее количество российского газа было поставлено в Польшу, а в структуре поставок лидируют топливные сжиженные углеводородные газы. Другими главными импортерами являются Турция и Финляндия, где пользуется спросом газ для нефтехимического производства. Ввод новых портовых терминалов СУГ в России увеличит суммарные мощности по перевалке сырья в портах до уровня выше 4 млн. т/год. Вероятно снижение объемов перевалки через порты Украины, однако изменения последуют не раньше 2013 г.
Руководитель отдела нефтепродуктовых рынков РФ и СНГ исследовательской группы “Петромаркет” Александра Зубачева отметила, что потребление СУГ для нефтехимического производства достигло 50%. Основными потребителями являются “Нижнекамскнефтехим” (1,25 млн. т) и “Тобольск-Нефтехим” (около 500 млн. т). Строительство установок производства этилена на этих предприятиях в ближайшие годы приведет к увеличению потребления газа для нефтехимии. Начальник отдела поставок углеводородного сырья компании “Нижнекамскнефтехим” Алексей Павлов подтвердил, что к 2016-2017 гг. потребление СУГ на предприятии увеличится в 2 раза. Сырьевое обеспечение будет происходить на основе долгосрочных договоров с основными производителями СУГ в РФ с использованием железнодорожного транспорта. Кроме того, правительствами Республики Татарстан и Республики Башкортостан рассматривается возможность восстановления трубопровода “Западная Сибирь – Урал – Поволжье” к пуску новых мощностей.
Зубачева отметила, что изменение потребления в топливном секторе развивается не такими темпами, каких ожидают игроки на протяжении нескольких лет. Коммунально-бытовое потребление не сокращается, а развития использования СУГ в качестве автомобильного топлива не происходит. Рост потребления автомобильного газового топлива не может произойти сам по себе, для изменения ситуации необходимы целенаправленные действия со стороны государства. Старший менеджер управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки компании “ЛУКойл” Ахмед Гурбанов отметил, что основными секторами потребления СУГ в России останутся нефтехимия и автотранспорт. СУГ вряд ли сможет заменить природный газ в поставках для электроэнергетики. Причины этого – малые объемы выпуска сжиженного углеводородного газа по сравнению с ПГ и его существенно более высокая цена. По мнению Гурбанова, проблему потребления СУГ в качестве автомобильного топлива позволит решить регулятор. Правительство активно участвует в формировании рынка бензинов и может выполнять такую же роль на рынке газа. СУГ в качестве топлива потребляется более активно, если коэффициент между ценами на газовое топливо и бензин не превышает 0,6.
И. о. начальника отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Антон Жаринов отметил, что министерство готово предпринимать меры для создания баланса спроса и предложения на рынке СУГ. В 2008 г., когда произошло резкое падение цен на нефть, Минэкономразвития инициировало принятие решения о сокращении в 2 раза срока установления пошлин с 2-х месяцев до 1-го, что позволило экспортерам СУГ получить дополнительные $50 млн. Ряд изменений произошел в 2009 г., когда нулевая пошлина действовала в течение всего года. Такая мера позволила не нарушать инвестиционные программы основных производителей. Другая мера – отцепление порядка расчета пошлин на СУГ от нефтяных котировок и привязка к рынку этого товара. На данный момент на экспорт идут излишки продукта. Докладчик отметил, что в случае 100%-ной реализации плана ввода пиролизных мощностей через 3-4 года экспортные потоки СУГ необходимо будет перенаправить на внутренний рынок. В ближайшее время правительство не планировало вносить каких-либо изменений по уровню пошлин, но спустя обозначенный период необходимо вернутся к вопросу об оптимальном уровне пошлины. Экспорт при этом закрывать не планируют, но приоритет необходимо будет отдать внутренним нефтехимическим предприятиям-потребителям.
Ахмед Гурбанов отметил, что министерству не следует ждать 2016 г. В таком случае некоторые проекты могут быть не реализованы. Меры необходимо принимать уже сейчас, иначе сроки ввода новых мощностей могут переноситься. Алексей Павлов отметил, что “Нижнекамскнефтехим” считает уровень действующих экспортных пошлин на СУГ низким, а отсутствие экспортных пошлин на чистые фракции – бутан нормальный и изобутан – крайне негативно сказывается на сырьевом обеспечении предприятий нефтехимической отрасли в целом и компании “Нижнекамскнефтехим” в частности.
Начальник управления развития и анализа коммерческой деятельности компании “ЛУКойл” Кирилл Попов сообщил, что Россия рискует потерять лидирующие позиции на мировом рынке сжиженных газов. Новым глобальным лидером станут США, которые будут экспортировать СУГ, полученный из сланцевого газа и жидкостей. Сегодня цена на СУГ на внутреннем рынке США значительно ниже цен в Европе (на $300/т), в будущем страна планирует увеличить поставки газа в Старый Свет, конкурируя с поставками из РФ, Северной Африки и Персидского залива. Это может привести к проблеме со сбытом российских СУГ за рубеж. По мнению Попова, наиболее эффективной мерой будет развитие потребления и переработки сжиженного газа внутри страны.
Генеральный представитель Creon в Германии Александр Раконяк отметил, что объем рынка СУГ в европейской стране составляет 3,2-3,3 млн. т/год, при этом страна импортирует около 500 тыс. т продукта ежегодно. В дальнейшем в Германии ожидается рост потребления СУГ для нефтехимического использования, также к продукту проявляет интерес автомобилестроительная отрасль. Сейчас газ из России напрямую не ввозится, а основными поставщиками являются Чехия, Польша и Голландия. Основные причины – отсутствие контактов с российскими производителями и проблемы логистики и транспорта. В будущем немецкие игроки рассматривают возможность импорта российского газа, но поставки станут возможны, если действующие проблемы будут решены.
Участники конференции обратили внимание на отсутствие роста внутреннего потребления СУГ. Заместитель директора по маркетингу компании “Импекснефтехим” Леонид Кручинин отметил, что инвестиционная привлекательность в секторе заметно упала после изменения методики формирования экспортной пошлины на СУГ. По сравнению с прошлым годом падение потребления СУГ на коммунально-бытовые нужды составило 8%. Ситуация по топливному использованию газа неоднородна по стране. По сравнению с 2007 г. реализация газового топлива увеличилась на юге и северо-западе России. Докладчик на примере предлагаемой “Сибуром” методики расчета нетбэка от розничной реализации СПБТ (цена на бензин АИ-92, умноженная на коэффициент пересчета литра в тонны и коэффициент отношения расходов топлива на 100 км минус издержки на содержание заправки и доставку от ГНС до заправки) показал ее несоответствие установленным в различных регионах уровням рыночных цен. Эксперт также показал, что для группы основных поставщиков Урала и Западной Сибири рыночные цены основных регионов сбыта, приведенные к базису поставки FCA завода-производителя, практически совпадают. По мнению специалиста, это свидетельствует о наличии в каждом регионе своих специфических факторов, влияющих на ценообразование и динамику спроса, поэтому нельзя оценивать перспективы роста рынка в целом на основе единой методики для всей страны. Приводимая статистика, показывающая увеличение количества АГЗС и уменьшение среднего пролива через них, не может быть абсолютно верной, что подтверждается разбросом оценок количества газозаправочных станций, а также количества СУГ, которое идет на автомобильное потребление: вероятность смешения с топливом для коммунально-бытовых нужд очень велика. Докладчик ожидает, что ситуация в 2013 г. осложнится еще больше. Кручинин уверен, что после пуска перевалки в Усть-Луге мощностью 1,5 млн. т/год, “Сибур” будет стремиться заполнить мощности перевалки, в результате чего поставки на внутренний рынок еще больше сократятся. Главный эксперт дирекции углеводородного сырья холдинга “Сибур” Иван Галактионов сообщил, что перспектив для сокращения внутреннего рынка пока нет, пуск газовой перевалки в Усть-Луге не приведет к схлопыванию рынка. По мнения специалиста, использование СУГ в качестве автомобильного топлива очень дифференцировано по стране: в некоторых регионах идет спад, а в других наблюдается значительный рост. В результате российский рынок газа для автомобилей входит в тройку крупнейших в мире. Галактионов отметил, что холдинг не планирует сокращать поставки СУГ на внутренний рынок и в первую очередь ориентирован на собственное нефтехимическое направление.
Директор по реализации Павловской базы сжиженного газа – филиала по реализации компании “СГ-транс” Михаил Немцов сообщил, что доля автотранспорта, работающего на СУГ, сокращается. Программа утилизации автомобилей старше 10 лет, которую провело правительство, значительно сократила это количество, так как большой объем автомобилей на СУГ относится к старому автопарку. В результате уменьшается пролив через АГЗС. В сегменте существует ряд проблем: количество технических пунктов по установке газобаллонного оборудования сокращается, страховые компании не хотят работать с переоборудованными автомобилями, а производство автомобилей, работающих на газе, незначительно. Крупные нефтяные компании строят АГЗС, однако не задумываются о пунктах установки ГБО. Ремонт газобаллонного оборудования происходит на независимых станциях, которые не всегда могут обеспечить безопасность ГБО во время эксплуатации, что порой приводит к взрывам. Выходом из сложившейся ситуации является договор с автопроизводителями напрямую.
Заместитель исполнительного директора “Объединения автопроизводителей России” Алексей Сереженкин рассказал о перспективах производства газобаллонных автомобилей в стране. Парк автомобилей, потребляющих СУГ, составляет 1,2 млн. (2,8% от общего автомобильного парка России), а годовое потребление сжиженных углеводородных газов в качестве топлива – 2,2 млн. т. В связи с принятием новых требований к выбросу и безопасности транспортных средств частное, порой кустарное переоборудование автомобилей не может обеспечить необходимых показателей. Докладчик согласился, что выпуск автомобилей с газобаллонным оборудованием является наиболее действенным выходом. Например, “Группа ГАЗ” выпускает 2,5-3 тыс. автомобилей марки “Газель Бизнес” на СУГ в год. Необходима эффективная государственная поддержка. Производителям автомобилей требуются большие объемы производства, которые могут обеспечить государственные заказы.
Консультант заместителя генерального директора “ГИ-ПРОНИИГАЗ” Роза Гордеева рассказала о проблемах нор-мативного обеспечения при использовании СУГ. В данный момент институт ведет разработку технического регламента на сжиженные углеводородные газы, используемые в качестве топлива для коммунально-бытового, коммунально-производственного потребления, а также моторного топлива для автомобильного транспорта. В рамках конференции была озвучена его редакция. Однако участники мероприятия не совсем согласны с представленным пилотным документом. Алексей Сереженкин удивлен тем, что проект регламента не обсуждался с автопроизводителями и специализированными институтами. По его мнению, двигатель работает по-разному на пропане и бутане, однако пока проект обладает слишком общими данными и не учитывает этой разницы. Гордеева подчеркнула, что изначально проект регламента учитывал гораздо больше показателей, но по настоянию белорусской и казахстанской сторон (государств-членов Таможенного союза) требования были сокращены.
Ольга Маслова, заведующий отделом экономики переработки углеводородов Центра экономики сырьевой базы, добычи и переработки углеводородов института “НИИгазэкономика”, рассказала о структуре рынка СУГ для нефтехимического производства. Нефтехимия потребляет около половины газа на рынке. При этом наибольшая доля среди сжиженных углеводородных газов у бутана – свыше 75%, СПБТ – около 15%, наименьшая доля у пропана – около 9% объема потребления СУГ приходится на нефте-химию. Около 80% СУГ для нефтехимии поставляют 5 компаний, при этом свыше 80% сырья поставляет на предприятия 4-5 компаний, что свидетельствует о том, что рынок СУГ для нефтехимии является двусторонней олигополией. Основными показателями, оказывающими влияние на ценообразование на газ для нефтехимического производства, являются цены на газ в других сегментах рынка, цены на конкурирующие виды сырья и цены на итоговую продукцию, а также структура рынка сжиженных углеводородных газов для нефтехимии: при двусторонней олигополии компании-покупатели оказывают существенное влияние на формирование цены на СУГ.
Маслова сообщила, что существует проблема выбора ценовых индикаторов при заключении срочных контрактов на поставку СУГ. Биржевые цены не могут быть индикаторами, так как на бирже реализуется слишком малый объем сжиженных углеводородных газов. Докладчик отметила, что если ВИНКи начнут создавать собственные нефтегазохимические предприятия, перерабатывающие СУГ, а также этан, нафту, вырабатываемые на нефтегазоперерабатывающих предприятиях, входящие в структуру этих компаний, они получат дополнительные рыночные преимущества.
Директор по региональной политике “СПбМТСБ” Всеволод Соколов рассказал о биржевой торговле сжиженными углеводородными газами. Существуют Федеральный закон и постановление правительства, которые предписывают вертикально интегрированным нефтяным компаниям продавать значительную часть от объема выпуска нефтепродуктов через биржу. Однако по СУГ такого принуждения “сверху” нет. Пока у акционеров компаний нет выраженного желания, чтобы биржевые продажи были частью корпоративной политики. В результате биржевые объемы ничтожны.
Только заинтересованность собственников в транспарентности продаж может изменить ситуацию. Начальник отдела закупок компании “Новотэк-Трейдинг” Алексей Торгашев оценил рынок СУГ с точки зрения трейдера. Докладчик согласился, что на биржу поступают незначительное количество углеводородов. Как правило, структура продаж крупных игроков подразумевает поставки на экспорт, реализацию продукта через собственную систему сбыта и 2-3 трейдеров, с которыми отношения были давно налажены. Торгашев считает, что государственные органы не могут навести порядок в торговле сырьевыми ресурсами – продажи на биржах не достигают обозначенных чиновниками 10%. Докладчик отметил, что если “Новотэк-Трейдинг”, будучи московской компанией, едва может “пробиться” к продукту, то ситуация у региональных игроков обстоит еще хуже.
Президент ассоциации “Сибдальвостокгаз” Виктор Пьянов рассказал о перспективах развития автономной газификации регионов. На данный момент общий уровень газификации в регионе составляет 40%. Жилье, которое экономически не целесообразно газифицировать сетевым газом, равно 5,3 млн. квартир и индивидуальных домостроений. Для автономной газификации региона существуют необходимые предпосылки. Необходимым остается формирование Федеральной и региональных программ развития автономной газификации отдельных регионов и поселений.
Глава Creon Energy Фарес Кильзие считает, что в среднесрочной перспективе рентабельность и направление экспортных поставок СУГ будут оставаться сомнительными, а у внутреннего рынка СУГ для автотранспорта скоро появиться мощный конкурент в виде СПГ и КПГ со стороны “Газпрома”. При этом ценность СУГ как сырья для нефтехимии никто не отменял. “Полностью поддерживаем позицию компании “ЛУКойл” по созданию регулятора на рынке сжиженных углеводородных газов с учетом неангажированности, а также с оглядкой на интересы действующих и будущих нефтехимических мощностей”, – резюмирует Кильзие. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)