Химия Украины и мира

Мировой рынок: цены на каучук продолжают расти

Уменьшение объемов поставок натурального каучука в сочетании с рекордными продажами на автомобильном рынке продолжат тенденцию роста цен на сырье для шинной промышленности, что может привести к повышению затрат производителей покрышек.

Таиланд, Индонезия и Малайзия, производящие 67% от всего мирового производства каучука, срубают старые деревья и ограничивают экспорт, чтобы увеличить цены, которые в августе 2012 г. упали до трехлетнего минимума. Из-за ограничения поставок и увеличивающегося спроса на автомобили на рынке каучука появилась явная тенденция к росту стоимости, который теперь не перемежается со снижением цены.

“Уменьшение поставок из Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии помогает поднять цены, – говорит Макото Сугитани, эксперт из Newedge Japan, который в октябре 2012 г. верно предсказал, что к концу года цена каучука подскочит на 10%. – И ожидание восстановления мировой экономики подстегнут этот рост”.

С начала года цены на каучук на Токийской сырьевой бирже выросли 4,3%, благодаря чему общий прирост стоимости с августа 2012 г. составил уже 54%. По прогнозам экспертов, в 2013 г. фьючерсы на каучук подорожают на торгах в Токио на 11% с нынешних 315,9 иены/кг ($3830/т). При этом, по данным Международной группы изучения каучука (IRSG), мировые запасы каучука в конце 2012 г. достигли рекордного значения за 7 последних лет, сейчас их хватит на то, чтобы удовлетворять весь спрос в Северной Америке в течение 2 лет. Самые крупные производители отреагировали на этом тем, что договорились вырубить стареющие деревья на плантациях площадью 100 тыс. га и сократить экспорт на 300 тыс. т с октября 2012 г. по март 2013 г. Вследствие этого Индонезия, второй крупнейший производитель, соберет в 2013 г. на 8,9% меньше каучука, чем в 2012 г., это будет первое уменьшение урожая с 2009 г. Власти Таиланда, производителя номер один, прогнозируют, что объемы урожая вырастут на 3,4%, но при этом правительство скупает каучук у фермеров, сейчас на правительственных складах лежит более 182000 т каучука. Фермеры Малайзии, как ожидается, получат на 6,5% больше каучука, чем в 2012 г.

Координацией мер по ограничению экспорт занимается Международный каучуковый консорциум, который, как заявил его генеральный секретарь Иум Таваролит, проведет обсуждение того, нужно ли продолжать сокращать экспорт в будущем. При этом пока неясно, будут ли в первую очередь распродаваться уже созданные запасы.

По прогнозу ISRG, существующий избыток каучука на глобальном рынке после четвертого года увеличения спроса должен сократиться до 179000 т в 2013 г. и до 153000 т в 2014 г., тогда как в 2012 г этот показатель равнялся 460000 т. Группа также ожидает, что спрос со стороны Китая, покупающего 35% от годовых объемов реализуемого в мире каучука, вырастет на 7,2%. В 2012 г. спрос в Китае вырос на 4,5%, темпы потребления в стране продолжают расти.

Повышение цен на каучуковом рынке ударит в первую очередь по шинным компаниям, чьи расходы на сырье могут увеличиться. По словам представителя Bridgestone Макото Сиоми, в 2012 г. японская корпорация купила рекордные 1,89 млн. т натурального каучука и его синтетического аналога.

По данным Шанхайской биржи, запасы натурального каучука в Китае по состоянию на 10 января составили 101482 т, что является самым высоким значением с марта 2010 г.

“Рост цен означает, что большинство плантаций приносит прибыль, это может увеличить объемы поставок из стран, не входящих в альянс трех главных производителей”, – отметил Прачайя Джумпасут, управляющий директор консультационной фирмы Rubber Econimist, добавив, что каучуконосы можно выращивать во всех регионах с климатом тропических лесов, например, в некоторых частях Африки и Южной Америки.

По прогнозу Bloomberg, в 2013 г. Bridgestone увеличит объемы продаж на 17% до 205 млрд. иен. В 2012 г. акции компании подорожали на 37% до 2385 иен, а в этом году, по мнению экспертов, этот показатель может достичь 2503 иен. “Почти 50% каучука, используемого Bridgestone, является синтетическим, – отметил Сиоми. – А пропорция натурального сырья, как правило, увеличивается в производстве шин для более тяжелой техники”. По данным CLSA Asia-Pacific Markets., для изготовления грузовой шины требуется 18 кг натурального каучука, тогда как для легковой шины – менее 1 кг.

В 2013 г. LMC Automotive прогнозирует увеличение мирового автомобильного рынка на 2,4% до 82,7 млн. штук. Продажи машин в Китае в 2012 г. впервые превысили отметку в 20 млн. (colesa/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version