Объем коммерческого рынка ГЛС в ценах закупки аптек в декабре 2012 г. увеличился на 10,5% по сравнению с ноябрем и составил 40,3 млрд. руб. (с НДС). По итогам аптечных продаж коммерческий рынок лекарств в натуральном выражении был равен 401 млн. упак., что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2011 г. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем увеличилась на 3,0% и составила 100,5 руб.
Объем коммерческого рынка ГЛС по итогам 2012 г. составил 405,1 млрд. руб., прирост к 2011 г. равен 13,6%. При этом объем рынка в упаковках сократился на 0,8%, составив 4,4 млрд. упак./год.
Согласно индексу Ласпейреса, в течение декабря 2012 г. цены в рублях выросли на 0,8%. В долларовом выражении индекс цен увеличился на 3%. Всего с начала года инфляция цен на лекарства в аптеках страны составила +6,0% в рублевом выражении и 8,6% в долларах США.
Структура коммерческого рынка ГЛС в декабре 2012 г. по ценовым секторам изменилась несущественно по сравнению с декабрем 2011 г. Продолжилось сокращение доли лекарств с ценовым диапазоном 50-150 руб./упак. (с 25,1% в декабре 2011 г. до 23,6% в декабре 2012 г.), на 2,1% увеличился удельный вес лекарств ценой от 150 до 500 руб./упак. (с 44,3% до 46,4%), препараты низшей ценовой группы (дешевле 50 руб./упак.) ослабили позиции, уменьшив долю лекарств с 9,1% до 8,3%. Лекарства ценой от 500 руб./упак. занимали 21,8% коммерческого рынка, что на 0,4% больше, чем в декабре 2011 г.
По итогам декабря 2012 г. 56% препаратов, реализованных на рынке, являлись российскими (в натуральных единицах измерения), однако ввиду невысокой цены относительно импортных лекарств в стоимостном выражении они занимают лишь 25%. В декабре 2011 г. удельный вес российских препаратов в натуральных единицах составлял 59%, а доля в стоимостном объеме была также равна 24%.
Коммерческий сегмент рынка по итогам декабря 2012 г. представлен на 49% рецептурными препаратами и на 51% безрецептурными. Рейтинг фирм по стоимостному объему продаж в декабре возглавила компания Sanofi-Aventis, на втором месте «Фарстандарт», на третьем – Novartis. ТОП брэндов ЛС по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам декабря 2012 г. возглавил препарат Арбидол (1,23% от совокупных аптечных продаж); на втором месте Эссенциале (1,04%), на третьем месте Терафлю (0,84%).
Объем российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в декабре 2012 г. уменьшился на 0,7% относительно ноября и составил 2,08 млрд. руб. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАД сократился на 4,3% по сравнению с декабрем 2011 г. и составил 26 млн. упаковок. Средневзвешенная цена упаковки БАД по сравнению с ноябрем 2012 г. увеличилась на 4,5% и составила 80 руб. Несмотря на отрицательные значения динамики продаж БАД через аптеки страны за последние два месяца, общие показатели прироста аптечного рынка БАД по итогам 2012 г. опережают прирост коммерческого рынка лекарств. Аптечный рынок БАД в 2012 г. составил 22,2 млрд. руб. (+18,4% по отношению к 2011 г.) в стоимостном выражении и 294,1 млн. упак. (-2,4% по отношению к 2011 г.). (INFOLine/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)