Химия Украины и мира

Украина: правительство – главный виновник стагнации украинской нефтепереработки

Действующее правительство Украины является главным виновником стагнации украинской нефтеперерабатывающей промышленности. Такое мнение высказал народный депутат “Батькивщины” Игорь Васюник, в своем блоге на “Экономической правде”.

“Энергетическая стратегия, предусматривающая два этапа модернизации НПЗ, исполнительным директором экономики (премьер-министр Украины Николай Азаров – OilNews) и его подчиненными не выполняется и не берется во внимание при составлении энергетических и финансовых балансов профильных министерств”, – отмечает нардеп, указывая не бездеятельность правительства.

Как следствие, украинские НПЗ неуклонно снижают переработку сырья, а сама отрасль фактически остановлена, обращает внимание И. Васюник. “В 2003 и 2004 гг. загрузка украинских НПЗ превышала 21 млн. т, в 2005 г. – более 17 млн. т, в 2006 г. – 14 млн. т. Тенденция к снижению сохранялась до 2009 г., который закончился на цифре 11,5 млн. т. Но с приходом правительства Николая Азарова (занимает пост премьер-министра с марта 2010 г. – OilNews) всего за 3 года нефтеперерабатывающую отрасль почти уничтожили. Поставки нефти на НПЗ Украины в 2012 г. составляли только 4 млн. т, что на 47,5% меньше, чем в 2011 г.”, – написал И. Васюник.

Он обращает внимание, что правительство ведет дискуссию не о развитии украинских НПЗ, а о введении различных заградительных мер к импорту топлива, что негативно отразится на конечных потребителях. “Пока нефтеперерабатывающая отрасль Украины стоит, правительство решает подлатать дыру в госбюджете за счет повышения (введения – OilNews) ввозной пошлины на импорт нефтепродуктов”, – говорит И. Васюник. При этом он отмечает, что в розничной цене светлых нефтепродуктов около 60% – стоимость нефти, 5-7% – транспортные затраты, 30% – налоги. “Поскольку почти 80% бензина и дизельного топлива в Украину завозится из-за рубежа, нетрудно догадаться, что поднятие (введение – OilNews) ввозной пошлины ударит не по фирмам-импортерам, а по карману рядового украинца”, – добавил нардеп. По его словам, такие меры приведут к росту тенизации рынка нефтепродуктов, который только в 2012 г., исходя из данных Минфина, привел к недополучению госбюджетом около 4 млрд. грн.

Ранее собственники украинских нефтеперерабатывающих заводов получили на подпись формуляр жалобы для проведения антисубсидиарного расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Республики Беларусь. Жалоба предполагает пятилетние ограничительные меры к топливу из Беларуси. Величина субсидий для белорусских НПЗ определена на возможном уровне $180,84/т топлива, что, вероятно, и будет рассматриваться в качестве ограничительной меры импорта в Украину. Инициировал процедуру проведения расследования вице-премьер министр Украины Юрий Бойко. В начале 2011 г. Минэнергоугля под руководством Юрия Бойко инициировало проведение специального расследования в отношении импорта, однако Межведомственная комиссия по международной торговле в декабре 2011 г. пришла к выводу об отсутствии предпосылок для введения пошлин. В 2012 г. с подачи Ю. Бойко правительство вновь рассматривало варианты ограничения импорта, в частности, посредством антисубсидиарного расследования против одной Беларуси, тогда как в процессе спецрасследования Украина натолкнулась на резкое противодействие европейских экспортеров нефтепродуктов.

Переработка нефти в Украине в 2012 г. составила 4,57 млн. т, что на 49,5% (4,48 млн. т) меньше, чем в 2011 г., и в 2,4 раза (на 6,53 млн. т) меньше, чем в 2010 г. На сегодня в Украине работают 2 из 7 производств по выпуску нефтепродуктов. Одновременно нишу украинских нефтепродуктов занимают импортные, среди которых лидирующие позиции принадлежат НПЗ Беларуси. Так, с 2010 г. импорт белорусских нефтепродуктов вырос на 90,16% до 3,8 млн. т, что составляет 41,21% рынка. Участники рынка и эксперты считают причиной падения переработки нефти в Украине техническую отсталость и нежелание владельцев НПЗ инвестировать в их развитие. Владельцы НПЗ и отраслевое министерство считают, что украинские НПЗ вынуждены покидать рынок под давлением более дешевых нефтепродуктов из стран Таможенного союза, где действует льготный режим поставок российской нефти. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version