Отмена заградительной пошлины на бензин может изменить положение не в лучшую сторону. Об этом заявил первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, комментируя обращение нефтяников к правительственной комиссии по ТЭК.
Крупные российские нефтяные компании России обратились к правительственной комиссии по ТЭК с предложением о снижении заградительной пошлины на экспорт бензина. По мнению нефтяников, если пошлина сохраниться на нынешнем уровне, это в перспективе может привести к возникновению дефицита бензина на внутреннем топливном рынке РФ. Обращение было подписано всеми крупнейшими нефтяными компаниями РФ, за исключением государственной Роснефти.
Российский союз инженеров считает, что действовать необходимо аккуратнее. Как отметил Андриевский, заградительная экспортная пошлина на бензин сейчас находится на уровне 90%. Она была введена в мае 2011 г. в рамках борьбы с топливным кризисом на внутреннем рынке. В итоге проблема дефицита топлива, в том числе и за счет заградительной пошлины, была преодолена. Однако это является лишь локальным успехом. На самом деле проблема производства топлива в России гораздо глубже. Прежде всего это инфраструктурная проблема. Средняя глубина переработки топлива на российских НПЗ – около 70%, в Европе этот показатель составляет 85-93%. В итоге более дешевый и менее качественный российский бензин востребован европейскими НПЗ. Российский бензин практически вдвое дешевле европейского, затраты на его переработку небольшие, а отходы минимальны. Эти факторы и обусловили высокий спрос на российский бензин со стороны Европы. Заградительные пошлины сделали экспорт топлива в Европу низкорентабельным, однако пока не решили ключевой проблемы – низкой глубины переработки топлива на российских НПЗ.
Более того, поскольку баланс спроса-предложения на внутреннем рынке восстановлен, а экспорт топлива мало интересен, нефтяные компании не имеют стимула для инвестирования в модернизацию НПЗ. То есть игроков рынка полностью устраивает соотношение производственных и сбытовых мощностей. Рост глубины переработки нефти на НПЗ приведет к увеличению объема производства топлива, которое некуда будет девать. Об этом и предупреждают нефтяные компании, сообщая о возможном сокращении инвестиционной программы по модернизации НПЗ, что в будущем может привести к дисбалансу спроса-предложения на топливном рынке, то есть к дефициту.
Пойти на отмену заградительной пошлины правительство не может. Во-первых, это приведет к снижению поступлений в бюджет. Во-вторых, отмена заградительных пошлин снова сделает экспорт топлива в Европу более выгодным, чем реализация продукции на внутреннем рынке, что опять же грозит дефицитом.
Наиболее оптимальным решением проблемы является совместная работа правительства и нефтяных компаний по разработке механизма постепенного снижения экспортной пошлины на бензин в соответствии с ходом реализации программы модернизации российских НПЗ, считает Иван Андриевский. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)