Иран предлагает создать Организацию стран-экспортеров нефтехимической продукции. Об этом заявил замминистра нефти, гендиректор Иранской национальной компании нефтехимической промышленности А. Байат. По словам Абдулхусейна Байата, есть необходимость контролировать ситуацию на международных нефтехимических рынках, в этой связи Иран направил ряду государств предложения о создании Организации стран-экспортеров нефтехимической продукции. В настоящее время проводятся соответствующие консультации и переговоры, в первую очередь со странами региона.
А. Байат отметил, что организация, подобная ОПЕК или Форуму стран-экспортеров газа, позволит определить соотношение между спросом и предложением на мировом рынке нефтехимической продукции, разработать соответствующие программы и проводить разумную ценовую политику с целью осуществления контроля над потребительскими рынками. Иран в качестве крупного производителя нефтехимической продукции на Ближнем и Среднем Востоке готов к самому тесному сотрудничеству с другими производителями нефтехимической, полимерной и химической продукции в регионе и во всем мире с целью создания Организации стран-экспортеров нефтехимической продукции.
На данный момент установленные производственные мощности нефтехимической промышленности Ирана составляют 57 млн. т/год нефтехимической продукции. По прогнозам, Иран может довести объем производства нефтехимической продукции до 100 млн. т /год.
В 2010 г, А. Байат заявлял, что в 5 пятилетней программе развития страны (2010-2015 гг.) в разделе, касающемся нефтехимической промышленности, предусматривается реализация 46 проектов. Отмечалось, что если приступить к реализации всех проектов одновременно с началом выполнения названной программы, то могут возникнуть проблемы, связанные с их финансированием. В этой связи реализация проектов будет осуществляться поэтапно, в течение всего срока выполнения 5 пятилетней программы в соответствии с намеченными приоритетами.
Инициатива А. Байата, по меньшей мере, любопытна в условиях экономических санкций, последнее ужесточение которых произошло 6 февраля 2013 г. Хотя Иран и раньше не очень-то побаивался экономических санкций. Президент Ирана М. Ахмадинежад, выступая на открытом заседании парламента, подвел итоги влияния санкций на страну и назвал варианты реагирования на ситуацию.
28 декабря 2012 г. ВМС Ирана провели 6-дневные учения в Ормузском проливе. Тогда на известиях о проведении учений по итогам торгов 26 декабря 2012 г. нефть выросла более чем на $2/барр. 4 февраля 2013 г. (в очередную годовщину свержения монархии) вооруженные силы Ирана провели демонстрацию улучшенных версий основных боевых танков Zolfaghar и Samsam.
С 27 января 2013 г. Иран запретил продажу нефти и газа во все 27 стран Евросюза, хотя с июля 2012 г. ЕС уже ввел запрет на импорт иранских энергоносителей. Данный запрет будет действовать до тех пор, пока Евросоюз будет принимать “враждебные решения”.
Если на мировом рынке производителям газа становится тесно, то дефицит нефти продолжает иметь место быть. Поэтому перспектив у иранской нефти в странах АТР достаточно, например, в Индии, которая испытывает недостаток в энергоносителях.
Россия может поддержать идею создания нефтехимической ОПЕК. Во-первых, вступление в ВТО не облегчило, а усложнило выход на международный рынок российской химической продукции, например, для фосфорсодержащих минеральных удобрений. Возможно, новая организация облегчит жизнь производителям удобрений. Во-вторых, в России высоко развито не только производство удобрений. РФ может конкурировать и в области газохимии. Началась реализация крупнейшего нефтехимических проектов: Танеко в Татарстане, производство ПВХ «РусВинила» в Нижегородской области, производство полипропилена «Тобольск-Полимером», 2-й очереди производства вспенивающегося полистирола на «Сибур-Химпроме», АБС-пластики в Тульской области и Нижнекамске. Есть проекты и по производству нанопродукции. (neftegaz/Химия Украины, СНГ, мира)