Госкомстат Украины сообщил неприметные, на первый взгляд, и ни о чем не говорящие обывателю данные. Объем потребленного бензина за 2012 г.снизился на 2,2%. Украинские водители, несмотря на постоянное увеличение его стоимости и ухудшение качества, не стали меньше эксплуатировать автомобили. Но вот объемы импорта бензинов на внутренний рынок Украины существенно снизились – на 42%. Логично было бы предположить, что если стали настолько меньше ввозить, значит начали производить свой бензин, ведь потребность рынка не уменьшилась. Но тут получаются любопытные данные. Дело в том, что объемы внутреннего производства бензинов так же стремительно падают. По данным Государственной налоговой администрации, если в первом полугодии 2012 г. падение производства составило 31%, то к августу 2012 г. оно упало на 61%. Как такое может быть? Потребление не уменьшается, а импорт бензинов и его производство упало почти в половину? Откуда берется бензин? Ответ очевидный: масштабная контрабанда.
Минфин заявляет, что проблема для него очевидна. И, согласно данных Госкомстата, ведомство подсчитало и официально заявило, что в случае сохранения подобных тенденций госбюджет потеряет за год 2,5 млрд. грн. Но некоторым источникам в Минфине говорят о другой цифре бюджетных потерь, которая достигает 4 млрд. грн.
Кто стоит за столь масштабными махинациями с бензином? Попытаемся логически взглянуть на сложившуюся ситуацию.
В ноябре 2011 г. в СМИ появляется инсайдерская рыночная информация о том, что с мая наблюдалось существенное превышение объемов топлива, фактически поставленного на внутренний рынок железнодорожным транспортом, с объемами растаможенного бензина, что может свидетельствовать о применении схемы “оборванного транзита” для импорта бензина в Украину без уплаты акциза и НДС. По итогам 9 месяцев такие расхождения составили 397,2 тыс. т, что соответствует уплате акциза и НДС на около 1,4 млрд. грн. Из указанного количества 368 тыс. т топлива поступило на три станции: “Мироновка” (Киевская обл.), “Светловодск” (Кировоградская обл.) и “Черноморская” (Одесская обл.), в которых, в частности, имеют свои таможенные склады малоизвестные ООО “Зовнитрансгаз” (Симферополь, АРК), ЧП “Армада-Плюс” (Светловодск Кировоградской обл.) и ДП “Петрол” (МЧП “Петрол-Форвардинг”, Одесса). По мнению источников на рынке, эти подставные фирмы принадлежат к одной и той же бизнес-группе.
Что это за таинственная бизнес-группа? Это становится известно после того, как в январе 2013 г. народный депутат Украины Сиротюк публикует свой депутатский запрос, в котором прямо заявляет о причастности к масштабным контрабандным схемам бензинов и газа некой компании “Газ Украина-2009”. Эта компания официально пишет о себе: “Газ Украина” – динамично развивающийся украинский энергетический холдинг, специализирующийся на торговле сжиженным и природным газами, широким спектром нефтепродуктов и товаров для нефтегазовой отрасли. Центром корпоративного управления холдинга в настоящее время является ООО “Газ Украина 2009”.
О компании “Газ Украина” известно участникам бензинового рынка, однако в прессе – практически полное отсутствие информации. В депутатском запросе объясняется этот феномен тем, что компания тратит огромные бюджеты на подкуп или запугивание журналистов, снимая с публикаций информацию о себе. Журналисты, пишущие на бизнес-тематику, подтвердили существующее табу на тему “Газ Украина-2009”. Но даже при такой информационной политике в интернет-источниках можно найти достаточно много информации о видах и масштабах заработка компании. Это и схема оборванного транзита, известная с бандитских 1990-х годов, и блокирование таможенного оформления топлива для всех основным импортеров. Из-за последней ситуации один из крупнейших и реальных (а не оффшорных) иностранных инвесторов – румынская компания “Ромпетрол” – заявила недавно, что вынуждена будет свернуть все планируемые инвестиционные проекты в Украине на суммы более $1 млрд.
За “Газ Украины-2009” тянется еще ряд схем, если верить данным депутатского запроса Сиротюка. Это махинации с государственными закупками газа и монополизация газового рынка Украины через создание искусственных препятствий легальным импортерам в таможенном оформлении сжиженного газа.
Почему же власть так настойчиво не видит бурную деятельность “ГазУкраина-2009”, тогда как нефтяной рынок об этом просто вопит, а правоохранительные органы не интересуются ее возможной причастностью к серьезным теневым схемам на рынке газа и бензина? Ответ на поверхности: компания имеет слишком высоких покровителей. В прессе и в упомянутом депутатском запросе прозвучали обвинения в покровительстве Артема Пшонки (сына генерального прокурора Пшонки), которые он сразу же опроверг.
Пока власть раздумывает, сдавать или нет “своих”, выполняющих роль покровителей и координаторов “Газ Украина-2009”, бюджет Украины ежемесячно теряет миллионы гривен. Журналисты провели лишь грубые подсчеты уже потерянных бюджетных денег благодаря масштабной контрабанде бензина, в которой обвиняют “Газ Украины-2009”. Сумма на данный период достигла $4-5 млрд. 7 февраля 2013 г. Антимонопольный комитет в лице Рафаеля Кузьмина сделал заявление, что проверит имеющиеся факты монопольного положения “Газ Украина-2009” на газовом рынке. Что это: сгущающиеся тучи над головой руководителя “Газ Украины” Сергея Курченко, по совместительству новоявленного олигарха, либо имитация гнева со стороны власти? В любом случае, похоже, ситуация перестает быть темной. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)