На фоне существенного роста доли нижнекамского шинного гиганта на падающем рынке России стоимость его акций рухнула более чем в 2 раза. По итогам IV квартала 2012 г. шинный комплекс группы компаний “Татнефть” занял 45,3% общероссийского выпуска шин. При этом стремительнее всего росла доля “Нижнекамскшины”: плюс 7,2%. А вот конкуренты нижнекамских шинников свои позиции в конце года теряли. Впрочем, доминирующее положение в отрасли не спасло татарстанскую компанию от тотальной распродажи ее акций.
Объем выпуска шин в IV квартале минувшего года всеми шинными заводами России составил 7 327,3 тыс. штук, это на 252,0 тыс. штук больше, чем в III квартале 2012 г. Прошедший квартал смотрится сильно только в сравнении с предыдущими четвертями 2012 г. А по сравнениию, например, с показателем IV квартала 2011 г. (7830,4 тыс. шт.) выпуск сократился на 503,1 тыс. шт. (6,4%). При этом рыночная доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в НХК ОАО “Татнефть” (ОАО “Нижнекамскшина”, ООО “Нижнекамский завод грузовых шин”, ООО “Нижнекамский завод шин ЦМК”) составила 45,3%. Доля ОАО “Нижнекамскшина” на рынке выросла на 7,2 п. п. – с 28,6% за IV квартал 2011 г. до 35,8% за IV квартал 2012 г.
Что касается основных конкурентов, то доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в компанию “Кордиант” (ОАО “Ярославский шинный завод”, ОАО “Волтайр-Пром”, ОАО “Омскшина”, ЗАО “Кордиант-Восток”), составила 31,0%. Таким образом, было зафиксировано снижение на 1% по сравнению с IV кварталом 2011 г. “Амтел” (ООО “Амтел-Черноземье” (Воронеж), ОАО ШК “Амтел-Поволжье” (Киров) и вовсе потеряли в 2012 г. 9,4%, снизив свою долю на рынке до 17,7%.
С учетом текущего спада в экономике ЕС российский рынок выглядит лакомым куском в глазах многих производителей. К тому же темпы развития российской шинной промышленности одни из самых быстрых в мире. По прогнозам фонда TechSci Research, объемы производства шин в России до 2017 г. будут расти на 16% ежегодно. К 2017 г. объемы автомобильного производства в России могут достигнуть 4,3 млн. единиц, благодаря этому будут расти продажи шин в секторе первичной комплектации.
Зарубежные игроки часто пользуются стратегией входа на рынок себе в убыток, чтобы отвоевать долю рынка. А так как некоторые зарубежные игроки (Yokohama, Nokian, Continental) намерены не только импортировать продукцию, но и строят заводы в РФ, то борьба предстоит очень жесткая. Маржа будет символическая, производителям останется уповать на госрегуляторов, которые могут ограничить минимальную рентабельность по отрасли. Так, по данным компании “Кордиант”, рынок грузовых шин в РФ показал в первом полугодии 2012 г. падение на 16% по сравнению с 2011 г.
Руководство “Татнефти” делает акценты на увеличении объемов производства. По итогам 2012 г. компания намерена произвести 13 млн. шин. Говоря о перспективах “Кама-Евро”, генеральный директор “Татнефти” Шафагат Тахаутдинов раскрыл один потенциальный крупный контракт: как оказалось, 400 тыс. штук нижнекамских шин заказало елабужское подразделение Sollers. При первичной комплектации шины поставляются с минимальной наценкой или ниже себестоимости в расчете на то, что покупатель авто приобретет в дальнейшем шины той же марки. Поэтому подобные заказы от автомобильных заводов могут обеспечить оборот, но не прибыль.
На фоне позитивных данных из Закамья акции “Нижнекамскшины” потеряли на фондовом рынке 56,2% стоимости, упав с 34 руб. за бумагу на 14 февраля 2012 г. до 14,9 руб. за бумагу на 13 февраля 2013 г. Этому на первый взгляд парадоксальному факту есть серьезное фундаментальное обоснование. Чистая прибыль ОАО “Нижнекамскшина” по РСБУ снизилась в 28 раз – со 140 млн. руб. за три квартала 2011 г. до 5 млн. руб. за аналогичный период 2012 г. Выручка общества снизилась на 29% и составила 13,22 млрд. руб. И это на фоне огромной кредитной нагрузки. Таким образом, инвесторы хотят увидеть не столько рекордную долю в общероссийском выпуске, сколько рекордную (или хотя бы понемногу, но стабильно растущую) прибыль. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)