В большинстве европейских стран изношенные шины большегрузных машин – ценное сырье для переработки. В России более 80% отработанных покрышек выбрасывается. При этом они относятся к опасным отходам, потому что не поддаются биологическому разложению. Ситуация усугубляется стремительным увеличением количества техники. Каждый год приносит миллионы тонн изношенных покрышек. В России шинных отходов скапливается до 800 тыс. т/год, 17% подвергается переработке, 20% – сжигается, остальные отправляются на свалку.
В Ковдорском ГОКе, ежемесячно списывается около 40 шин большегрузной техники. До недавнего времени комбинат складировал отработанные покрышки на площадке временного складирования в связи с отсутствием организаций, занимающихся переработкой такого вида отходов. Сейчас такая компания появилась, теперь ежегодно на переработку отправляется до 800 т отработанных шин, что позволяет постепенно избавляться от накопленного утильного хлама.
Юлия Комягина, специалист отдела промышленной безопасности, охраны труда и экологии: “В конце 2012 г. у нас появилась еще одна фирма, которая находится в Мурманске, а здесь арендует помещение. Это создало дополнительные мощности по утилизации крупногабаритных покрышек”.
Теперь каждый месяц по 40 шин забирает в переработку компания “ГлобоЭкоТех”. Здесь они проходят несколько этапов переработки. Сначала режутся на небольшие куски, резина отделяется от металлического корта и текстиля. Эти куски отправляют в крупную дробилку, а затем на доизмельчение, и упаковывают в мешки. Резиновая крошка отправляется в Питер.
Александр Боровский, генеральный директор ООО “ГлобоЭкоТех”: “Потом делаются из нее искусственные травмобезопасные покрытия. Пока еще не у нас, но мы стремимся к тому, чтобы сделать такое производство здесь. Оно не требует очень больших капиталовложений. Применяется травмобезопасное покрытие на детских спортивных, игровых площадках, стадионах, бассейнах. Там, где скользко, где можно упасть и получить травму”.
Кроме того, сейчас много говорится о применении резиновой крошки в дорожном строительстве. Это позволяет увеличить в разы срок службы дорожного покрытия. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)