Химия Украины и мира

Россия может стать ведущим поставщиком гелия

Гелий – газ, который используется во множестве областей, в основном в сфере высоких технологий: в аэрокосмической отрасли, медицине, ВПК, компьютерной технике. Использование гелия – важный показатель технического развития страны. На США приходится 54% мирового производства и 58% потребления гелия. На РФ – 3% и 1% соответственно. Россия хотя и не играет значительной роли на мировом рынке гелия, но обладает самым большим потенциалом – здесь сосредоточено более трети мировых запасов этого газа. Предполагается, что с 2020 г. по 2030 г.Россия станет ведущим мировым поставщиком гелия.

Главная гелиеносная провинция страны – южные окраины Сибирской геологической платформы. Здесь открыты 26 гелийсодержащих газовых месторождений. К самым крупным из них, кроме Ковыкты и Чаянды, относятся Дулисьминское (Иркутская обл.), Среднеботуобинское, Тас-Юряхское, Верхневилючанское (Республика Саха, Якутия), Собинское, Юрубчено-Тохомское (Красноярский край).

Но на данный момент промышленное производство этого газа ведется только на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении. Притом содержание гелия здесь никогда не превышало 0,055%, а сегодня его доля снизилась до 0,04%. Предприятие планирует сохранить производство на уровне 5,2 млн. куб. м/год в ближайшие 10 лет. Например, в США извлечение не производят, если содержание гелия в газе ниже 0,1%.

Объемы гелия, которые потенциально возможно извлекать при освоении месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, составляют порядка 200 млн. куб. м/год. Это существенно больше современного уровня мирового потребления – в среднем 190 млн. куб. м. К 2030 г. этот показатель может превысить 300 млн. куб. м. По оценкам, в зависимости от конъюнктуры рынка к этому моменту объемы российского экспорта могут достичь от 30 до 100 млн. куб. м гелия.

С одной стороны, огромные запасы гелия в Восточной Сибири – огромная удача, с другой – необходимо помнить, что переизбыток предложения на рынке обрушит цены. Поэтому часть извлекаемого гелия стоит отправлять на хранение (в разрабатываемую залежь или выработанное месторождение). Для этого планируется использовать мембранный метод. В данном случае он предпочтительнее криогенного: по относительным капвложениям в установки извлечения гелия – на 49%, по относительным расходам на извлечение газа – на 55,8%. Возвращать в пласт планируется газ, обогащенный гелием до 30%. Остальной гелийсодержащий поток будет направляться на криогенное производство, которое экономически целесообразнее для выделения товарных объемов гелия.

Первым начнет разрабатываться Чаяндинское месторождение в Республике Саха (Якутия). Его преимущества по сравнению с Ковыктой связаны со спецификой добычи и транспортировки гелия. Кроме этого, порог безубыточности для ковыктинского природного газа составляет порядка 25 млрд. куб. м. Но куда девать метан? Проблема заключается в том, что на сегодняшний день потребности Иркутской области в природном газе составляют не более 2 млрд. куб. м в год, а переговоры с Китаем, наиболее перспективным покупателем иркутского газа, пока не завершились. Поэтому, собственно, приоритетной становится Чаянда, по которой принято окончательное инвестиционное решение.

К 2017 г. планируется построить газопровод Якутия – Хабаровск – Владивосток протяженностью 3,2 тыс. км. Ожидается, что к этому времени во Владивостоке будет развернут завод по сжижению природного газа мощностью не менее 10 млн. т/год. Вблизи Белогорска в Амурской области “Газпром” разместит газохимический комплекс по переработке газа и производству гелия. Якутский газ будет ориентирован как на рынок стран АТР, так и на развитие российского газохимического производства. По предварительной оценке, обустройство Чаяндинского месторождения и создание газопровода потребует 430 и 770 млрд. руб. Соответственно. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version