Химия Украины и мира

Россия: производители шин пытаются в одиночку выстоять на рынке и подстроиться к ВТО

К 2017 г. импортная пошлина на готовую шинную продукцию снизится до 10% – это в 2 раза меньше нынешней. На грузовые покрышки ставка будет в полтора раза меньше к 2015 г. То, что ВТО губительна для российской шинной подотрасли, ни для кого не секрет. Производители покрышек пытаюя остаться на плаву и конкурировать с импортом.

“Кордиант” подсчал убытки от наплыва китайского дешевого импорта: в ближайшие 5 лет холдинг потеряет более 4 млрд. руб. по легковым шинам и 2,2 млрд. руб. – по грузовым. “Нижнекамскшина” ожидает ежегодные потери в 4,6-6,2 млрд. руб. (15-20% от выручки 2011 г.), сообщала пресс-служба правительства Татарстана в октябре 2012 г. Агрессивная политика импортных поставщиков, впрочем, не является неожиданностью последнего года. По данным Минэкономразвития, ежегодный рост поставок импортных шин имеет место с 2009 г. Так, за 10 месяцев 2012 г. импорт автошин вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

Российский рынок остается привлекательным для зарубежных производителей. Фонд Tech Sci Research опубликовал год назад отчет (Russia Tyre market forecast and opportunities, 2017), в котором прогнозировал рост объемов производства шин в России к 2017 г. на 16%. Такие темпы – одни из самых быстрых в мире. Компания “Кордиант” прогнозировала, что 2012 г. будет рекордным – емкость российского шинного рынка может достичь 60 млн. штук. В I полугодии 2012 г. рынок прибавил 25% по сравнению к аналогичному периоду 2011. Открытым остается вопрос, насколько компании окажутся конкурентоспособными на этом динамичном рынке.

Шина – продукт, завершающий длинную цепочку технологических переделов. Для того, чтобы с конвейера “Ниж-некамскшины” сошла готовая покрышка, задействован труд работников 10 предприятий. Российский союз химиков в своих сообщениях приводил цифру – 300 тыс. человек, именно столько, по подсчетам ассоциации, грозит оставить без работы закрытие предприятий шинной промышленности.

С октября 2012 г. началась активная разработка перечня мер дополнительной поддержки наиболее чувствительных секторов экономики при вступлении в ВТО. Крупный бизнес и ассоциации через РСПП представили в правительство финансово-экономическое обоснование дополнительных объемов поддержки за счет бюджета. В итоге получился перечень, состоящий из 19 отраслей, в том числе и химической промышленности. В период согласования документа прошла комиссия РСПП по химической промышленности, посвященная проблемам российских шинных компаний в связи с вступлением в ВТО. Итогом заседания стали конкретные предложения по поддержке шинников, направленные на имя зампредправительства Аркадия Дворковича. Так как письмо пришлось вовремя, некоторые из них попали в План действий правительства, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО.

Бюрократический механизм, впрочем, и здесь сработал не без сбоев и казусов. В этом же документе оказался пункт о целесообразности повышения экспортных пошлин на синтетический каучук. Рынок СК в России – профицитный (доля экспорта, по данным ассоциации “Синтезкаучук”, в 2012 г. составила 64% при полном удовлетворении внутреннего спроса), поэтому такая мера не может быть во благо промышленному сектору. Подготовкой обоснования этого вопроса занимался в январе 2013 г. Минпромторг. В департаменте государственного регулирования внешнеэкономической деятельности историю появления этого предложения и его инициатора не знают, равно как и причину, почему в вопросах с каучуком разбирается Минпромторг, а не профильное Минэнерго. Удивительно и то, что сами предложения по поддержке шинной промышленности отнесены к компетенции Минпромторга, хотя шины и каучуки перешли в ведение Министерства энергетики.

В Плане действий правительства в большинстве своем представлены очень обобщенные рекомендации – “проработать вопрос”, “провести анализ”, “оказать помощь в проведении антидемпинговых процедур” и т. д. Но так как консультации с представителями федеральных ведомств по данному документу продолжаются, возможно, более конкретные меры (тем более, что они предложены) не за горами. Можно с уверенностью назвать достижением уже то, что в документе появились предложения по шинной промышленности.

Первая стратегическая победа у шинных компаний – нависшие над ними угрозы перед ВТО услышали и признали. Еще в 2009 г. некоторые виды покрышек (без учета грузовых шин, для спецтехники и авиации) были включены в Перечень чувствительных товаров – это позволяет Евразийской экономической комиссии по предложению государства-члена ТС в оперативном режиме принимать решения по изменению ставок ввозных пошлин. Однако в конечном успехе шинных компаний в борьбе против импорта приходится сомневаться – между собой им не удается договориться даже в мелочах. Одним из камней преткновения стало предложение комиссии РСПП ввести утилизационный сбор на импортируемые покрышки. Его поддержали “Кордиант” и Алтайский шинный комбинат (АШК). Против выступили УК “Татнефть-Нефтехим” (управляет “Нижнекамскшиной”), “Нокиан Шина”, “Пирелли Тайр Руссия”, “Мишлен Русская компания по производству шин”. По мнению оппонентов, вместо сбора достаточно внести поправки в Закон “Об отходах производства и потребления” (который предусматривает право производителей товаров контролировать эффективность использования средств, направляемых этими же производителями на финансирование работ по утилизации их продукции). Инициаторы утилизационного сбора парируют – вносимые поправки предусматривают лишь общую норму об ответственности производителя и импортера товара за утилизацию, а также возможность определения правительством номенклатуры соответствующих товаров и формы ответственности производителя. Поэтому принятие поправок не будет гарантировать введение утилизационного сбора на импортируемые покрышки.

Не нашли общего языка компании и по вопросу создания федерального научно-технического центра по разработке национального стандарта шинной продукции (по аналогии с существующими мировыми стандартами качества). Это предложение поступило от “Татнефть-Нефтехима”. Компания видит в этом возможность ограничить доступ на российский рынок низкосортных и содержащих вредные вещества шин. Этот вопрос нашел отражение в Плане действий правительства. С другой стороны, локализованные иностранные компании не видят целесообразности такой структуры – процедура проведения испытаний известна, их лаборатории и центры аккредитованы, соглашения по процедурам разработаны и приняты на уровне Технических регламентов ТС. На их взгляд, создание дополнительной структуры и схемы контроля может привести к двойному регулированию. “Кордиант” и вовсе в вопросах контрафакта выступает за разработку отдельного техрегламента ТС “О безопасности шинной продукции”.

В итоге комиссия РСПП вышла с предложениями, с которыми были более или менее согласны все участники диалога: необходимость разработки целевой программы по развитию шинной промышленности, разработки техрегламента “О безопасности шинной продукции”, запрет ввоза б/у покрышек, приоритет для шин, производимых в странах ТС, при осуществлении госзакупок и введение утилизационного сбора.

По поручению правительства Минэнерго после консультаций со всеми заинтересованными сторонами должно было представить консолидированную позицию по предложениям комиссии РСПП. Консультации состоялись, консолидированной позиции – не появилось. Такой поворот дал возможность министерству написать ответ в аппарат правительства, не учитывающей предложения ни одной компании.

К сожалению, почти по каждому пункту повестки дня российские производители шин фактически спорят друг с другом. И вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, направляют свои замечания и предложения в ведомства напрямую, зачастую об одном и том же, но с разных позиций.

Вопрос о консолидации российских шинников стоит давно. Представляя стратегию развития бизнеса до 2018г., “Кордиант” для реализации планов по увеличению присутствия на рынке на 2% объявил в 2012 г. о поисках стратегического партнера. В апреле 2012 г. председатель совета директоров компании Вадим Гуринов сказал, что при выборе партнера акцент делается на игроков не первой пятерки, а входящих в двадцатку или тридцатку мировых игроков, это, например, чешская Mitas, индийская Apollo, американская Titan. Однако больше информации на эту тему не было. Несколько лет назад Вадим Гуринов выступал за слияние “СИБУР – Русские шины” и “Нижнекамскшины”, очень высоко оценивая синергетический эффект этого альянса. “Сейчас мы фактически распыляемся на ненужную конкуренцию друг с другом, – говорил он в одном из интервью. – Обе компании обладают технологиями и оборудованием, позволяющими выпускать и легковые, и грузовые шины субпремиального сегмента. Но доминируют в этом сегменте пока зарубежные производители”. С этим была согласна и “Татнефть”. Тогда стороны договорились об объединении активов, в результате которого “Татнефть” получала 51% акций объединенной шинной компании, “СИБУР-РШ” – 49%. Однако в конце 2012 г. “СИБУР” продал свой шинный бизнес. Воронежский и кировский заводы выкупило СП “Ростехнологий” и Pirelli. “СИБУР-РШ” с оставшимися активами – менеджмент самого шинного холдинга во главе с Гуриновым и структуры Геннадия Тимченко. При таких неравных позициях сторонам не удалось договориться о слиянии.

Идею консолидации с сильным партнером не оставляет и “Татнефть”. Одно время руководство холдинга рассчитывало на СП с германской Continental. В 2012 г. казалось, что договоренность с ней о создании производства по выпуску грузовых шин на базе Нижнекамского завода шин ЦМК почти достигнута. Генеральный директор “Татнефти” Шафагат Тахаутдинов несколько раз называл дату решающей встречи с руководством Continental. Однако внезапно планы Continental по поводу дислокации производства грузовых шин в России поменялись, выбор был сделан в пользу строительства нового завода в Калуге.

Очевидно, что шинная промышленность не скоро придет к общему знаменателю – каждый живет и работает по своей выбранной стратегии. В конце года “Кордиант” избавился от непрофильного актива, продав производство авиашин Ярославского шинного завода. Покупателем, по неофициальной информации, стал Алтайский шинный комбинат. По информации прессы, доля авиашин в выручке “Кордианта” была 1-2%. А, как ранее рассказывал гендиректор Дмитрий Соков, выход из непрофильных сегментов и структурирование бизнеса – одна из первостепенных задач холдинга. Впрочем, на комиссии РСПП по химической промышленности гендиректор “Кордианта” в случае возникновения трудностей в России не исключал возможности “перевода активов в Китай, где рынок понятен”.

По мнению экспертов, АШК монополизирует узкопрофильные, никем не занятые сегменты рынка, такие как производство авиашин для военных, новое приобретение – тому подтверждение.

Торговый дом “КАМА” (генеральный дистрибутор нижнекамских шин) опубликовал итоги работы за 2012 г. Благодаря заключенным контрактам шинная группа “Татнефти” увеличила общий выпуск покрышек на 18,5%. Стабильности работы способствовал контракт с “АвтоВАЗом”: документ оговаривает условия поставок шин до 2014 г (303,5 млн. шт.), а также новый стратегический партнер – “Фольксваген Груп Рус”, который в 2012 г. увеличил закупки нижнекамских шин на 48%.

Коммерческие успехи российских подразделений мировых шинных корпораций тоже на лицо: Nokian Tyres увеличила продажи в России в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. На проданном год назад Воронежском шинном заводе «СИБУРом» совместному предприятию “Ростеха” (бывшие “Ростехнологии”) и Pirelli в конце января пущена вторая линия мощностью 2 млн. покрышек в год. Японская Yokohama открыла производство 3,5 млн. шин/год в Липецкой области.

В конце 2012 г. “Бриджстоун СНГ”, “Гудиер Раша”, “Континенталь Тайр Рус”, “Мишлен Русская компания по производству шин”, “Нокиан Шина” и “Пирелли Тайр Руссия” объединились и создали Ассоциацию производителей шин. У созданного некоммерческого партнерства есть детально юридически проработанные предложения по изменениям и дополнениям в законодательные акты РФ, что говорит о выработанной стратегии по лоббированию интересов производителей. Ассоциация создала рабочую группу и ведет планомерную работу над поправками в Закон “Об отходах производства и потребления” и разработке законодательной базы по техбезопасности транспорта в части покрышек. По обоим вопросам у иностранцев нет общей позиции с российскими производителями. Последние против ввода стандартов качества, приближенных к европейским, а созданный “Кордиантом” оператор по утилизации – “Русэкошина” – встретил поддержку только “Нижнекамскшины”. К тому же российские производители ставят целью борьбу с экспансией китайских покрышек, а зарубежные производители выступают за свободный импорт (имея производство внутри страны, они часть продукции ввозят).

За последний год импорт покрышек на российский рынок вырос на 17% при сохранившемся уровне производства российских компаний. Кризис Еврозоны привел к падению внутреннего спроса на шинную продукцию и смене приоритетов производителей в сторону рынков развивающихся стран. Пока российские предприятия пытаются в одиночку выстоять на рынке и подстроиться к ВТО, иностранные конкуренты, локализировавшие свои производства в России, набирают обороты. (rupec.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version