Химия Украины и мира

Россия: рынок ондулина и его аналогов, 2007-2012 годы

Еврошифер, или “ондулин” (часто его так называют по названию торговой марки французской компании Onduline, которой, по ее собственному заявлению, принадлежат 75% европейского рынка волнистых целлюлозно-битумных кровельных покрытий) представляет собой битумные волнистые листы. По внешнему виду эти кровельные материалы напоминают асбестоцементный шифер, поэтому подобные материалы в обиходе и называют еврошифер. Отличительные особенности еврошифера от классического (асбестоцементного) – материал и технико-эксплуатационные характеристики готового изделия. Еврошифер – материал относительно мягкий, который может деформироваться. Он изготовлен из битумированных гофрированных листов, специальных кровельных пластиков на основе ПВХ, поликарбоната, полиэстера и др.

От традиционного асбестоцементного шифера еврошифер “взял” лишь волнистость и назначение. Во всех других отношениях импортные волнистые материалы кардинально отличаются, в первую очередь – по технологии изготовления. Технологии изготовления еврошифера достаточно сложны, их не сравнить ни с одним видом кровельных материалов: вакуумная пропитка, вакуумная откачка кислорода, глубокое гидрофобизирование. Один небольшой завод по изготовлению еврошифера стоит около $50 млн. Поэтому в мире немного компаний, занимающихся изготовлением такого шифера. Такие заводы есть в США, Польше, Бельгии, Германии, Франции, а также Турции и Малайзии.

Преимущества еврошифера: широкая цветовая гамма; морозостойкий, не впитывает влагу; устойчив к воздействию грибков, бактерий, микроорганизмов, а также кислот и щелочей; прочность; малый вес; простота монтажа; материал достаточно легок, поэтому для него не нужна мощная стропильная система и обрешетка, что позволяет существенно экономить материалы; обеспечивает высокую производительность при укладке; имеет сравнительно небольшую стоимость; обеспечивает возможность работы при отрицательной температуре; экологически чистые материалы используются для его изготовления; еврошифером очень удобно перекрывать старые крыши поверх старого шифера и металла; работа с еврошифером не требует специальных навыков и инструментов; можно укладывать на криволинейные поверхности при радиусе их кривизны более 5 м.

Применяются эти материалы для кровельного покрытия коттеджей, дач, торговых павильонов, промышленных предприятий, а также для вертикальной обшивки стен. Еврошифер – прекрасная альтернатива асбестоцементной продукции. Специалисты рынка кровельных материалов убеждены, что благодаря невысокой цене он постепенно вытеснит традиционный шифер, поскольку обычный шифер продолжает пользоваться спросом преимущественно у застройщиков, материальные возможности которых ограниченны.

Производство

В России материалы типа еврошифера производятся только на одном предприятии. В 2008 г. Onduline Group построила в Нижнем Новгороде завод по производству кровельных материалов годовой мощностью 15 млн. кв. м кровельных листов. Завод Onduline стал первым собственным производством концерна в России и самым крупным из его проектов в мире: сейчас в состав группы входят еще 9 предприятий годовой мощностью 10 млн. кв. м каждое. Впрочем, на российском рынке кровельных материалов компания присутствует с 1994 г. через свою российскую дочернюю компанию – ЗАО “Ондулин-Строительные материалы”.

Планировалось, что концу 2008 г. производство на заводе в Нижнем Новгороде выйдет на мощность 7 млн. листов/год. Однако кризис внес коррективы. Завод был пущен в середине апреля 2008 г., поэтому в первом году функционирования он не успел произвести значительного объема продукции. Поскольку предприятие не предоставляет статистическую информацию о своем выпуске, то приходится ориентироваться на косвенные признаки. В частности, судя по финансовым показателям, в 2008 г. предприятие продало около 2-3 млн. кв. м товара, а в 2009 г. – около 7-8 млн. кв. м, в 2010 г. объем выпуска, возможно, превысил 9 млн. кв. м, а в 2011 г., по оценкам, был положительный прирост.

Успешное освоение мощностей первого завода (в 2012-2013 гг. предприятие может выйти на уровень 100%-ной загрузки) привело группу Onduline к мысли построить еще одну производственную линию. Строительные работы планировалось завершить к февралю 2012 г., пуск нового производства был запланирован на I квартал 2012 г. Объем инвестиций в проект составит порядка 1 млрд. руб., срок окупаемости проекта – 5 лет, объем запрашиваемых льгот по налогу на прибыль и по налогу на имущество составляет 100 млн. руб. В результате пуска второго завода объем производства планируется удвоить и довести до 30 млн. кв. м продукции в год, что, по мнению предприятия, позволит полностью обеспечить потребность растущего российского рынка.

Производство ондулина в России, 2008-2010 гг. и прогноз на 2011 г., млн. кв. м

  2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. (расчет) 2012 г. (прогноз)
Выпуск ондулина в России 2,2 7,9 9,1 11,0 13,0
Прирост, % 259 15,2 20,9 18,2

Источник: Расчеты ABARUS Market Research.

По мнению специалистов, основным потребителем еврошифера считается индивидуальное строительство. Около 75% еврошифера покупают частные лица и коммерческие организации под индивидуальное строительство: частные дома, дачи и другие объекты “пригородной” инфраструктуры. Остальные 25% еврошифера приходится на другие объекты коммерческого назначения.

Перечень импортируемых в Россию торговых марок еврошифера неширок и довольно стабилен. Самыми крупными объемами поставок отличаются Onduline (из Франции, Польши, Малайзии, Бразилии), Nuline (из США и Канады) и Bituwell (из Германии). На тройку этих брэндов приходится более 90% всего импорта еврошифера, причем один только Onduline занимает в импорте не менее 75%.

Также следует упомянуть турецкую компанию BTM (Bitumlu Tecrit Maddeleri), которая пришла на российский рынок в 2008 г., американскую торговую марку Ondura, которой становится все меньше, бельгийскую продукцию Aqualine, поставляемую хоть и в небольших количествах, но постоянно, и еврошифер Guttanit (Gutta Werke, Швейцария, Германия), поставки которого носят случайный характер. В 2008-2009 гг. импортировался еврошифер Kartonsec из Аргентины, но позднее он не был замечен.

Поскольку основным импортером является Onduline, то с вводом завода на территории РФ объемы импорта еврошифера резко сократились. Частично сокращение связано с одновременным наступлением финансового кризиса, но основная причина – переход главного игрока рынка с импорта на внутреннее производство. В 2011-2012 гг. объем импорта может вырасти, хотя и не достигнет предкризисных объемов, которые составляли 18-20 млн. кв. м/год. А с вводом второго завода Onduline, скорее всего, снизит импорт до незначительных величин. Импорт остальных материалов может достигать максимум 4-6 млн. кв. м/год.

Экспорт еврошифера из России незначителен. Первые поставки замечены в 2009 г., но с тех пор находятся на уровне 10-30 тыс. кв. м, максимальный объем составил 400 тыс. кв. м (в 2010 г.). Импортируется только материал Onduline через краснодарский филиал компании.

Российский рынок еврошифера в 2007-2011 гг., млн. кв. м

  2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Производство 0 2,2 7,9 9,1 11
Импорт 24,98 24,64 6,76 9,20 10,0
Экспорт 0,01 0 0,03 0,4 0,1
Объем рынка 25,0 26,8 14,6 17,9 20,9
Доля импорта, % 100 92 46 51 48

Источник. Расчеты ABARUS Market Research.

Объем рынка еврошифера находится на уровне 20 млн. кв. м. Это ненамного превышает текущие производственные мощности нижегородского завода французской компании. Доля импорта, которая совсем недавно занимала 100%, сейчас находится на уровне 50%, правда, “отечественные” 50% также принадлежат иностранному брэнду. Фактически российский рынок заполнен продукцией только одного игрока.

По некоторым оценкам, на долю еврошифера приходится 10% рынка скатной кровли России. Однако, по расчетам ABARUS Market Research, эта доля пока не превышает 6%.

Главный участник рынка – французский Onduline – В Россию пришел в 1994 г. За это время были открыты филиалы в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и других крупных городах страны.

Французская компания Onduline Group – крупнейший мировой производитель кровельных и водоустойчивых материалов, выпускающий продукцию под одноименной торговой маркой. Onduline Group является одним из крупнейших производителей волнистых целлюлозно-битумных кровельных покрытий и производителей прозрачных кровельных материалов. В состав Onduline входят 25 торговых и производственных компаний, 10 заводов по производству кровельных и гидроизоляционных материалов. Продукция, производимая на предприятиях Onduline, поставляется более чем в 60 стран. Производитель ориентируется на потенциал рынка индивидуального строительства, где продукция Onduline конкурирует с металлочерепицей и асбестоцементным шифером. Перспективными рынками сбыта для Onduline считаются прежде всего регионы центральной России. Другие торговые марки еврошифера, такие как Gutta Werke (Швейцария), Nuline Corporation (США), Ondura (США), Aqualine (Бельгия), Bituwell (Германия), а также остальные, о которых шла речь выше, занимают на российском рынке не более 5%. Цена на еврошифер находится в пределах 150-220 руб./кв. м, средняя цена составляет 204 руб./кв. м (в ноябре 2010 г. – 186 руб.).

Перспективы рынка ондулина

По данным Агентства строительной информации, потребление кровельных волнистых материалов в России до кризиса увеличивалось в последние 10 лет в среднем на 10% в год (по темпам импорта, согласно анализу ABARUS Market Research, средний темп прироста составлял как раз около 10% в год). Очевидно, что рынок, оправившись от кризиса, будет расти и дальше. Если приросты будут соответствовать достигнутым величинам (по 10-12% в год), то к 2014 г. объем российского рынка составит 30 млн. кв. м, что к тому времени окажется равным производственному потенциалу российского подразделения Onduline, который планируется увеличить вдвое. Onduline не скрывает своих амбиций, намереваясь полностью обеспечивать растущий спрос на еврошифер в России.

Однако у данного рынка имеются определенные ограничения – в среднем ценовом сегменте он, по мере экспансивного роста, все сильнее будет сталкиваться с металлическими кровлями, которые по эксплуатационным характеристикам выглядят более надежными, а в более высоком ценовом сегменте ондулин не позиционируется как престижный, поэтому здесь больше перспектив у гибкой черепицы. (stroyka.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version