КНР финансирует строительство первого крупного нефтеперерабатывающего завода в Кыргызстане. В Бишкеке предвкушают, что данный объект позволит центральноазиатской республике покончить с монополией России в сфере топливных поставок. Ряд обозревателей выражает опасения в связи с потенциальной возможностью проекта вызвать недовольство на местах и стать объектом политического противоборства.
Планируется, что НПЗ в Кара-Балте будет производить 600 тыс. т топлива в год – достаточно, чтобы покончить с зависимостью Кыргызстана от российского импорта, ныне составляющего, по данным Национального статистического комитета, 1150 тыс. т/год. Проект строительства завода по переработке нефти, добываемой на разрабатываемых КНР месторождениях в Казахстане, реализуемый небольшой госкомпанией КНР “Джунда”, неоднократно становился объектом экологических акций протеста и трудовых конфликтов, которые, по словам одного из депутатов, поддерживают оппозиционные политики, желающие использовать НПЗ в качестве оружия в своей политической борьбе с правительством.
С момента обретения независимости Кыргызстан попал в почти полную зависимость от российского топлива. По словам центральноазиатского эксперта Университета Джорджа Вашингтона Себастьяна Пейруза, новый НПЗ сигнализирует о стремлении Пекина “установить влияние” на центральноазиатских рынках углеводородов – в отрасли, характеризирующейся сегодня “растущей напряженностью” между Россией и Китаем.
Руководитель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыр Акенеев разделяет мнение, что строительство НПЗ – это “хорошие новости” для страны, единственный нефтеперерабатывающий завод которой производит 70 тыс. т низкокачественного бензина и дизельного топлива в год. Ценовую политику в Кыргызстане “полностью определяет один большой игрок – “Газпром нефть Азия”, говорит он, имея в виду местную “дочку” российского государственного гиганта, отвечающую также за почти 80% распределительной сети внутри страны. Большую часть предназначаемого Кыргызстану топлива “Газпром” направляет со своего НПЗ в Омске. Импорт этих ГСМ в Кыргызстан не облагается налогом. Но в прошлом Россия использовала свои господствующие позиции на рынке в целях «закручивания гаек» в отношении Бишкека, когда это отвечало интересам Кремля. Так, многие обозреватели полагают, что внезапное введение топливного налога с 1 апреля 2010 г. послужило существенным фактором в деле свержения администрации президента Курманбека Бакиева шесть дней спустя.
“Чтобы экономика Кыргызстана выросла, разнообразие и стабильность именно в нефтяном рынке – очень важные факторы” – говорит Акенеев, добавляя, что топливо “Джунды” должно быть дешевле, чем российское, потому что его не нужно транспортировать на дальние расстояния – “дорога из России занимает треть цены”.
Будет ли НПЗ служить своей цели – это отдельный вопрос, полагает Себастьян Пейруз, соавтор книги “Китайский вопрос с Центральной Азии”. “Антикитайские настроения” в Кыргызстане нарастают по мере усиления экономического влияния Пекина, отмечает он.
Отношения между китайским руководством компании и местными жителями в Кара-Балте и его окрестностях уже отмечены напряженностью. На НПЗ имели место забастовки местных рабочих с требованиями повысить зарплату. Жители окрестных населенных пунктов недовольны предложенной компанией “Джунда” экологической компенсацией, а местные чиновники сетуют, что руководство завода не идет на сотрудничество.
Вопрос о том, насколько хорошо китайцы понимают хаотичную местную политику Кыргызстана, остается открытым. “Китайские компании зачастую не входят в контакт с населением на местах, предпочитая концентрироваться на выстраивании взаимоотношений с влиятельными лицами на столичном или, при необходимости, местном уровнях, – отмечалось в докладе брюссельской Международной кризисной группы. – Рост национализма, укоренившиеся подозрения в связи с китайской экспансией, минимум ощутимой выгоды для населения и ощущение, что компании уважают лишь тех, кто может оказать помощь в их коммерческих предприятиях на высшем уровне, не способствуют возникновению у многих желания видеть в Китае благотворную силу”.
В интервью информагентству 24.kg 18 января гендиректор НПЗ “Джунда” Чжу Чан связал простой завода с имеющим место “недоразумением”, в связи с которым заводу было поставлено не то оборудование. Чжу Чан пообещал, что к августу объект заработает – с отставанием почти на год от первоначального графика. Ожидается, что на предприятии получат работу свыше 2 тыс. местных жителей.
По словам члена парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу, депутата Азамата Арапбаева, “нам нужен не один, а десять таких заводов” от “любого инвестора”, дабы снизить зависимость Кыргызстана “от внешних факторов”. Проблемы на НПЗ, по его утверждению, являются делом рук “определенного круга” политиков, эксплуатирующих опасения относительно влияния проекта на экологию, чтобы “зарабатывать политические дивиденды”. То же самое обозреватели говорят и о неприятностях, с которыми сталкивается крупнейший инвестор республики, канадское золотодобывающее предприятие “Кумтор”. В последние 2 года “Кумтор” пережил акции протеста, блокирование дорог, призывы к национализации и 4 правительственные проверки, возглавляемые политиками всех мастей. Все эти проблемы отпугивают международных инвесторов.
Хотя Азамат Арапбаев и отказался назвать какие-то имена, одна группа, выступающая против НПЗ, а также “китайской экспансии” в целом, представляет собой небольшую группку националистов, называющих себя движением “За спасение Кыргызстана”. 13 марта движение провело небольшой митинг в центре Бишкека, на котором его лидер Мукар Чолпонбаев предостерег, что Пекин пытается подчинить Кыргызстан, и потребовал освободить из-под стражи трех оппозиционеров, отправленных осенью 2012 г. за решетку за попытку взять приступом здание парламента на фоне призывов национализировать “Кумтор”.
Хотя такой местный курс и способствовал тому, что иностранные инвестиции оказались парализованными, многие обозреватели по-прежнему считают НПЗ отражением более масштабной негласной борьбы, разворачивающейся в регионе между Россией и Китаем. По словам депутата Арапбаева, на данный момент это столкновение “могло бы быть выгодно” для Кыргызстана. НПЗ, на его взгляд, сократит возможности Москвы в плане оказания давления на Бишкек и раскроет нефтяные богатства Казахстана, которому до сей поры было выгоднее экспортировать свою нефть в более отдаленные территории. “Китай – наш сосед, динамично, быстро развивающаяся экономика, – сказал депутат, размышляя о дилеммах, перед которыми ставит это геополитическое соперничество местных политиков и стратегов. – Но тогда у нас старые, более традиционные отношения с Россией, эти связи тоже не нарушены”. (Нефть РоссииХимия Украины, СНГ, мира)