Компания ВЕТЭК, новый владелец Одесского НПЗ, заявила, что пустит производство к июню. Есть такие планы и у владельцев Лисичанского НПЗ. Возобновление интереса к переработке объясняется намерениями правительства к лету ввести пошлину на импортные нефтепродукты. Это необходимо для того, чтобы вернуть утраченный контроль над рынком нефтепродуктов и ценообразованием в Украине, отмечают эксперты.
Исполнительный директор Восточноевропейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК) Александр Каплан заявил, что на Одесском нефтеперерабатывающем заводе начались пусконаладочные работы. К началу июня на предприятии может начаться переработка нефти. В марте было объявлено, что российская компания “ЛУКйл” продала ОНПЗ ВЕТЭК.
Каплан рассказал, что на завод будет поставляться российская нефть марки Urals, в том числе компании “ЛУКойл”, закупаемая на свободном рынке и поставляемая по морю через терминал компании “Синтез Ойл”. В перспективе владелец НПЗ рассчитывает на возобновление поставок по магистральному трубопроводу. “Понятно, что поставки морем менее эффективны”, – отметил Александр Каплан. Объемы производства нефтепродуктов, по его словам, могут составить до 200 тыс. т в месяц. Реализовывать топливо (включая бензин марки “Евро-5”) на заводе планируют в основном на внутреннем рынке, за исключением вакуумного газойля, который предприятие намерено экспортировать.
В компании “ЛУКойл” (Москва) подтвердили, что готовы продавать ВЕТЭК до 250 тыс. т нефти ежемесячно, отгружая ее через Новороссийский порт. Поставки сырья по системе Приднепровских магистральных нефтепроводов и трубопроводу Одесса – Броды возможны лишь в случае заключения соответствующих договоренностей между российской “Транснефтью” и “Укртранснафтой”, говорят в “ЛУКойле”. Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что поставки нефти морем увеличивают ее стоимость на $25-30/т: “При этом завод может выиграть, если наладит поставки каспийской нефти морем. Тогда за счет более высокого выхода светлых нефтепродуктов дополнительная маржа составит $35-37/т, затраты на перевалку окупятся”.
В Минэнерго рассчитывают загрузить и Лисичанский НПЗ, а также увеличить загрузку Кременчугского НПЗ, заявил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. “Мы работаем над защитой отечественной нефтепереработки от протекционистских мер, принятых в России и Беларуси. В течение двух недель соответствующие пакеты документов о введении защитных пошлин будут подготовлены и переданы на рассмотрение Кабмина. Мы надеемся к концу года выйти на переработку 1 млн. т нефти в месяц, то есть на уровень 2004-2005 гг.”,- отметил Ставицкий.
Как рассказал источник в Минэнерго, расследование может быть начато в начале апреля. “Формально необходимо 45 дней на его проведение, потому расследование вполне может быть закончено до конца мая, если импортеры вновь не попытаются затянуть его судами”, – говорит собеседник. Прежнее расследование, проводившееся в 2011 г., было задержано из-за исков Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины, представляющего интересы импортеров топлива. Президент этой организации Леонид Касянчук заявил, что объединение рассмотрит возможность повторной подачи иска с требованием пересмотреть результаты расследования. “Введение пошлин на импорт снизит долю импортеров на рынке, а это значит, что их интересы будут ущемлены, что создает возможность для судебного разбирательства”, – пояснил Касянчук. Представители крупнейших компаний-импортеров «Mazeikiu Nafta в Украине», “Галнафтогаз” и группы “Континиум” от комментариев воздержались.
Сейчас пошлина на экспорт нефти из стран Таможенного союза в 1,5 раза выше, чем пошлина на экспорт готовых нефтепродуктов. Имея налоговое преимущество, российские и белорусские НПЗ вытеснили с украинского рынка продукцию местных производителей. По данным Минэнерго, в 2004-2005 гг. рост цен на рынке нефтепродуктов составил 1,6%. Доля продукции НПЗ тогда достигала не менее 87%. После отмены пошлин на импорт нефтепродуктов доля НПЗ неуклонно снижалась, пока не упала до 31%. При этом переработка нефти, по информации Минэнерго, в 2012 г. снизилась на 50,5% до 4,5 млн. т. Одновременно с ростом доли импортеров на рынке росли и цены на нефтепродукты, отмечает эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. Так, с января 2012 г. по март 2013 г. средние цены на Аи-95 выросли на 7,1% (с 10,32 до 11,11 грн./л), на Аи-92 – на 5,7% (с 10,1 до 10,72 грн./л), на А-76 – на 6,7% (с 9,63 до 10,33 грн./л), а на дизтопливо – на 4,6% (с 9,7 до 10,17 грн./л). При этом стоимость российской нефти Urals уменьшилась со $109/барр. в январе 2012 г. до $106/барр. в марте 2013 г.
Стремясь загрузить украинские НПЗ, Кабмин пытается вернуть контроль над рынком нефтепродуктов, отмечает Дмитрий Марунич. “Проводимые Антимонопольным комитетом расследования показали, что при нынешней структуре рынка эффективно влиять на него не получается. Комитет предъявляет претензии владельцам АЗС относительно роста цен, а те кивают на оптовиков, – отмечает Марунич. – Оптовики кивают на импортеров, состав которых регулярно меняется – это сотни никем не контролируемых компаний, которые к тому же сегодня открыты, а завтра уже ликвидированы, и концы спрятаны в воду”.
Договориться о сдерживании цен на нефтепродукты государству намного проще с тремя НПЗ, чем с сотнями импортеров, соглашается Александр Сиренко. Возвращение на рынок украинских нефтеперерабатывающих заводов может не привести к моментальному снижению цен на топливо, но сделает рынок более прогнозируемым и позволит избежать резкого роста стоимости топлива в будущем, считает эксперт. “Нефтепереработчики закупают нефть на месяц вперед, поэтому могут избавить рынок от резких колебаний. Кроме того, они всегда на виду, с них можно что-то требовать. НПЗ нельзя быстро ликвидировать, как компанию-однодневку”, – говорит Сиренко. “Рынок стабилизируется, не будет резких скачков, когда стоимость нефтепродуктов повышается на заправках чуть ли не каждую неделю”, – соглашается Дмитрий Марунич. (Коммерсантъ Украина/Химия Украины, СНГ, мира)