Резидент особой экономической зоны “Дубна” НТИЦ “АпАТэК-Дубна” разработал технологию изготовления крыши вагона-хоппера из стеклопластика методом вакуумной инфузии. Первый опытный образец крыши такого вагона изготовлен впервые в России по заказу «Уралвагонзавода» и прошел испытания.
Вакуумная инфузия – технология изготовления композитного материала, которая использует силу вакуумного давления для ввода смолы в ламинат. Это процесс, при котором с применением вакуумной пленки (мешка) создается разряжение в рабочей полости формы и за счет разницы в давлении происходят втягивание смолы и пропитка армирующих материалов. По сравнению с контактным формованием метод вакуумной инфузии позволяет получать стеклопластики с более высоким коэффициентом армирования и более низким содержанием пор. К главным преимуществам метода относятся: существенное снижение затрат и себестоимости продукции по сравнению с препреговыми технологиями; возможность создания высокоинтегрированных конструкций за один технологический переход; отсутствие ограничений по геометрии и размерам изготавливаемых изделий; объемное наполнение армирующим волокном достигается свыше 60%; обеспечивается пористость пластика менее 1%. Кроме того, при этом методе производства стеклопластиков значительно снижается эмиссия вредных веществ (например, стирола) в воздух рабочей зоны.
Компетенция НТИЦ “АпАТэК-Дубна” (входит в группу компаний “АпАТэК” – “Прикладные перспективные технологии”) в области создания высокоответственных конструкций методом вакуумной инфузии охватывает все стадии, от проектирования технологической оснастки под заданную конструкцию, оптимизации технологического процесса на основе математического моделирования до разработки, доводки и передачи технологии изготовления в серийное производство. В 2008 г. на юго-западе Москвы был смонтирован первый в России мост, изготовленный методом вакуумной инфузии в “АпАТэК-Дубна”. Этот пешеходный мост состоит из арочной центральной части и двух балочных пролетных строений, целиком изготовленных из композиционных материалов методом вакуумной инфузии за 1 технологический переход.
Теперь в Дубне также впервые в России изготовлен и прошел испытания опытный образец крыши вагона-хоппера (так называется саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов). В настоящее время ведется работа над следующим заказом – это кузов вагона-хоппера. Специалисты предприятия находятся на этапе разработки конструкторской документации и подготовки производства. (Plastinfo/Химия Украины, СНГ, мира)