Химия Украины и мира

Россия: мнения экспертов о влиянии заводов с низкой глубиной переработки нефти на топливно-энергетический комплекс

В нефтеперерабатывающей отрасли России сложилась сложная ситуация. Низкая глубина переработки нефти на большинстве российских НПЗ (не более 45-50%) и увеличение доли экспорта темных нефтепродуктов является следствием рыночных изменений, произошедших со времени разработки существующей системы расчета экспортных пошлин.

Игорь Кацал, заместитель вице-президента ОАО “АК “Транснефть”: “За последние 5 лет количество высокосернистой нефти в системе “Транснефти” выросло на 10 млн. т – с 64 млн. до 74 млн. В основном нашем направлении – западном – качество нефти резко падает. Формальное включение всех желающих в “Реестр учета заводов в Российской Федерации”, по нашему мнению, недопустимо. Глубина переработки на многих заводах действительно низкая, если мы говорим с позиции выхода товарных продуктов. Примером является ОАО “ТАНЕКО”, которое должно было перерабатывать высокосернистую нефть и немного облегчить ситуацию в системе. Формально у этого НПЗ глубина переработки составляет 70%. Но реально – это большой “самовар”, не производящий товарную продукцию. Такая схема и на всех малых заводах. Поэтому необходимо запретить выдачу лицензий на переработку нефти с содержанием серы ниже 1,8%, а возможно и полностью запретить строительство таких НПЗ, так как они не только ухудшают качество нефти в системе, но и осложняет жизнь крупным заводам с хорошей, достойной характеристикой перерабатываемой нефти”.

Владимир Назаров, вице-президент ОАО “АК “Транснефтепродукт”: “Мини НПЗ сосредоточены локально в отдельных регионах с объемом переработки до 5 млн. т. Такой объем переработки не позволяет экономически обосновывать строительство вторичной переработки. Эти НПЗ никогда не выйдут на тот уровень оснащенности, который необходим для производства светлых нефтепродуктов. Поэтому роль мини-НПЗ сводится к производству топлива, которое реализуется в районе этих НПЗ при поддержке местных властей”.

Ольга Даниленко, аналитик “ВТБ-Капитал”: “Инвестиции в модернизацию нефтепереработки осуществляют крупные НПЗ и вертикально интегрированные нефтяные компании. Мини-НПЗ работают по примитивной технологии и сохраняют низкую глубину переработки. В связи с вводом новых стандартов качества – ЕВРО-3 с 1 января 2013 г. и переходом на ЕВРО-4, а также серьезным увеличением акцизных сборов, очень важно, чтобы все позитивные тенденции в индустрии остались. Важно не допустить роста “серого” сегмента рынка”.

Дмитрий Черничкин, начальник управления территориальных органов и региональных программ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): “В 2010-2011 гг. по поручению правительства Росстандарт проводил проверки деятельности мини-НПЗ совместно с МВД и Ростехнадзором. Мы нашли официально зарегистрированных 288 нефтеперерабатывающих заводов. 60% из них на момент проверки приостановили деятельность, так как по закону мы должны предупреждать предпринимателей о проверке. Из 111 работающих заводов мы нашли нарушения у 61 мини-НПЗ. Для того, чтобы изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону, необходимо: во-первых, убрать раннее предупреждение о проверках, во-вторых, увеличить количество пунктов, по которым мы можем проводить внеплановые проверки”.

Дарья Козлова, аналитик энергетического центра Московской школы управления Сколково: “Главная проблема российской нефтеперерабатывающей отрасли – малое количество вторичных мощностей переработки и плохая логистика. Необходимо обновить генсхему развития отрасли с учетом текущих показателей добычи и переработки. Для борьбы с мини-НПЗ возможно введение Банка качества нефти”.

Иван Юдин, начальник управления финансового обеспечения и оценки рисков ОАО “АК “Транснефть”: “Существующий режим расчета экспортных пошлин является одним из ключевых факторов, который способствует росту экспорта продуктов первичной переработки. Прямой расчет свидетельствует о потерях бюджета более $133 на тонну. Это ежегодно приводит к потерям бюджета на около $2 млрд. И это касается только нефти, которая поставляется трубопроводным транспортом”.

Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела “Инвесткафе”: “Производство темных нефтепродуктов в России растет быстрее, чем производство светлых. Выпуск автомобильных бензинов стране в 2012 г. вырос на 5,2 %, объемы выхода дизтоплива сократились на 0,1%, производство топочного мазута увеличилось на 5,4%. Повысилась и первичная переработка нефтяного сырья на отечественных НПЗ: в 2012 г. рост составил 4,5%. При этом экспорт сырой нефти сократился, а поставки нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья увеличились на 1,3%. Из всего этого можно сделать вывод, что доля темных нефтепродуктов в структуре экспорта повысилась”.

Александр Данилов, заместитель генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти: “Если мы хотим объективно оценивать деятельность нефтеперерабатывающих заводов, то наряду с показателем глубины переработки необходимо рассчитывать индекс Нельсона. Необходимо учитывать регламент Таможенного союза, согласно которому с 2015 г. мы должны вырабатывать топливо не ниже ЕВРО-4, а в 2016 г. – не ниже ЕВРО-5”.

Елена Чернышева, к.х.н., доцент, профессор, заместитель заведующего кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина: “Несмотря на то, что в России за 4 года увеличился объем переработки, глубина переработки снизилась на 0,6%. Доля вторичной переработки в стране составляет примерно 17%, в то время как в Европе – около 50%. Также одной из проблем нефтепереработки в России является изношенность фондов. Заводы, функционирующие в настоящее время, построены в 50-е годы, часть – в 70-е годы”.

Дмитрий Александров, начальник аналитического отдела “Универ капитал”: “С точки зрения снижения содержания серы в составе нефти необходимо ориентироваться на развитие процессов гидроочистки, катриформинга, хотя это не скажется на качестве нефти, которая будет в трубе. Но это значит, что все НПЗ, которые будут строиться, должны быть изначально ориентированы на переработку, с одной стороны, высокосернистой нефти, с другой стороны, более вязкой нефти, потому что, согласно прогнозу до 2020 г., вязкость нефти будет увеличиваться”. (EnergyLand.info/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version