Министерство финансов РФ рассматривает возможность повышения ставок акцизов на нефтепродукты для пополнения дорожных фондов, сообщил глава министерства Антон Силуанов на расширенной коллегии Минфина. “В связи с переходом на четвертый и пятый классы бензина общий объем поступлений в дорожные фонды за 3 года может сократиться на 100 млрд. руб. Нам необходимо подумать над комплексным решением этого вопроса не только путем повышения ставок акцизов на нефтепродукты, но и с помощью других механизмов – модификации экспортной пошлины на нефтепродукты. Возможно повышение и некоторых иных налогов на нефтяной сектор”, – сказал министр, добавив, что соответствующие подходы сейчас прорабатываются.
А. Силуанов пояснил, что в настоящее время ставки акцизов на бензин 4 и 5 классов ниже, чем на бензин более низких классов. Разница между уровнями акцизов была установлена для того, чтобы стимулировать переход на производство и продажу бензина более высокого класса. “4 и 5 классы сознательно недоналогообложены. Поэтому надо потихоньку, постепенно, чтобы это не приводило к росту цен, устанавливать соответствующий уровень налогообложения”, – сказал министр.
В конце 2012 г. министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что создание дорожных фондов не помогло решить проблему недостаточного развития сети российских автомобильных дорог и их качества. “Получилось только хуже”, – отметил глава МЭР, пояснив, что источником финансирования дорожных фондов стали акцизы от продажи бензина, но одновременно были введены стимулирующие меры, в соответствии с которыми акцизы уменьшаются при повышении качества бензина. Таким образом, указал А. Белоусов, финансовые источники дорожных фондов будут сокращаться при повышении качества бензина. “Это проблема, которую нам предстоит решать. Я считаю, что решить ее без привлечения нефтегазовых денег мы не сможем”, – отметил глава МЭР, указав на сокращение объемов строительства новых автомобильных дорог. Если в СССР, по его словам, ежегодно вводилось от 10 тыс. до 12 тыс. км дорог общего пользования, в середине 1990-х годов этот показатель снизился до 6-7 тыс. км, а сейчас в России вводится 2 тыс. км автодорог в год. По словам А.Белоусова, сейчас инвесторы порой отказываются от реализации намеченных проектов только из-за сложностей с логистикой. Например, в связи с тем, что выпущенные на новом заводе продукты невозможно вовремя довезти до места потребления.
С 1 января 2013 г. ставка акциза на бензин Евро-5 увеличилась почти на 12%, на бензин класса Евро-3 – на 23%. Кроме того, ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо 4 и 5 классов должны быть проиндексированы во II полугодии 2013 г. в среднем на 6%. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)