Для увеличения объемов получения акцизного сбора от продажи нефтепродуктов и наращивания финансирования дорожного строительства государству следует не повышать налоги, а ликвидировать контрабанду и фальсификат, которые по итогам 2012 г. составили 26,5% рынка, или около 2,7 млн. т. Об этом говорится в сообщении “Консалтинговой группы А-95”. Исходя из текущих ставок акцизов на бензин и дизтопливо, эксперты оценивают потери государственного бюджета в 5 млрд. грн. “Только после ликвидации теневого сегмента можно говорить о дальнейшем повышении топливных налогов”, – отмечается в сообщении.
По данным Государственной службы статистики, структура наполнения рынка Украины бензином и дизельным топливом в 2012 г. такова (млн. т): производство – 2,4; импорт – 6,7; экспорт – минус 1,6; баланс рынка – 7,5; потребление – 10,2; теневой сегмент (потребление минус баланс) – 2,7; теневой сегмент, % – 26,5.
“Если не решить вопрос полноты сбора топливных налогов, любое их дальнейшее повышение будет лишено смысла, так как акцизы продолжат идти мимо бюджета и ожидания роста поступлений не оправдаются”, – считает директор ООО “Консалтинговая группа “А-95” Сергей Куюн.
По мнению специалиста, повышение акцизов будет способствовать дальнейшему увеличению контрабанды и фальсификата, так как вырастет доход операторов теневого рынка. “С 2009 г. акцизы на бензины были увеличены более чем втрое – с EUR60/т до EUR198/т, параллельно мы наблюдаем пропорциональный рост теневого сегмента рынка. При этом на рынке дизельного топлива, налоги на которое остаются низкими и неизменными, эта динамика намного слабее”, – отмечает С. Куюн.
Эксперт считает, что лишь при условии наведения порядка на границе и в сфере контроля качества на внутреннем рынке можно было бы рассмотреть вопрос повышения акцизов, в частности – на дизельное топливо. По данным “А-95”, акциз на дизтопливо в Украине ниже, чем в среднем по Евросоюзу, в 10 раз. “Акцизы на бензин напрямую влияют на конечную стоимость топлива, которая должна адекватно соотноситься с уровнем доходов населения. Поэтому говорить о среднеевропейских налогах на нефтепродукты можно лишь по мере роста платежеспособности населения”, – резюмировал директор “А-95”.
Ранее министр инфраструктуры Украины Владимир Козак сообщил, что Министерство инфраструктуры Украины подало в Кабинет министров предложение о постепенном увеличении ставок акцизного сбора на нефтепродукты к размерам, которые будут равны минимальным среднеевропейским. Позже Министерство финансов подало законопроект, предусматривающий индексацию акцизов на прогнозный уровень инфляции и роста цен производителей промпродукции в 2013 г.
“Консалтинговая группа А-95” специализируется на профессиональных исследованиях топливного рынка и проведении центральных ежегодных конференций LPG Ukraine и Petroleum Ukraine. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)