Японская Bridgestone решила построить шинный завод в России. Он обойдется корпорации в 12,5 млрд. руб., мощность предприятия составит 4 млн. шин в год. Большинство ключевых конкурентов Bridgestone уже выпускают шины в России. Доля корпорации на рынке не превышает 5%, она делит 5 место с Michelin, Yokohama и Dunlop, но теряет объемы на фоне общего роста продаж. В рамках нового проекта усилить позиции Bridgestone поможет партнер в лице Mitsubishi.
Bridgestone объявила о подписании с властями Ульяновской области, Корпорацией развития Ульяновской области и Mitsubishi инвестиционного договора о строительстве в регионе шинного завода. В пресс-релизе Bridgestone говорится, что общий объем инвестиций в проект составит 12,5 млрд. руб. Производство должно быть пущено в первом полугодии 2016 г. Для управления предприятием Bridgestone создаст с Mitsubishi СП Bridgestone Tire Manufacturing C.I.S. LLC, где автоконцерн получит 10%. Также Mitsubishi получит 20% в капитале сбытовой компании ООО “Бриджстоун СНГ”.
Завод должен выйти на проектную мощность ко второму полугодию 2018 г., он будет производить 12 тыс. радиальных шин для легковых автомобилей в день (4 млн./год). В первую очередь Bridgestone сконцентрируется “на производстве зимних шин для российского рынка и СНГ”, подчеркивается в сообщении компании. Построить завод планируется в ульяновской промзоне “Заволжье”, которая даст проекту ряд налоговых льгот и субсидий. Например, в течение первых 10 лет компания будет освобождена от земельного и транспортного налогов и сможет платить лишь 2% налога на прибыль в федеральный бюджет, отчисления в региональный бюджет будут возвращаться ей в качестве субсидий.
В Россию уже пришло большинство крупнейших мировых производителей шин. Первой завод в стране открыла французская Michelin (в подмосковном Давыдово) мощностью около 2 млн. шин/год. Финская Nokian Tyres пустила завод во Всеволожске в 2005 г., его мощность составляла 8 млн. шин/год, в 2012 г. компания открыла второй завод рядом со старой производственной площадкой. В результате совокупные мощности Nokian Tyres в России должны к 2014 г. составить 17 млн. шин/год. Японская Yokohama пустила в 2012 г. завод в Липецке, его мощность на первом этапе – 1,4 млн. шин/год, затем будет увеличена до 3-4 млн. шин. Итальянская Pirelli создала СП с “Ростехом”, которое в 2012 г. купило у ООО “СИБУР – Русские шины” Воронежский и Кировский шинные заводы общей мощностью 11 млн. шин/год. Немецкая Continental строит завод в Калуге, который должен быть пущен в 2013 г. На первом этапе его мощность составит 4 млн. шин, затем она может быть увеличена до 16 млн.
В корпорацию Bridgestone входит 178 заводов, у нее есть представительства в 40 странах. По данным компании, ее чистая прибыль за 2012 г. составляет $1,7 млрд. Bridgestone работает в России с 1995 г., в 1998 г. создала здесь свою дочернюю компанию “Бриджстоун СНГ”, которая занимается развитием розничной сети Pole Position.
По данным компании Cordiant, российский рынок шин в 2012 г. в натуральном выражении вырос на 9,5% до 61 млн. шт. В денежном выражении объем рынка превысил 267 млрд. руб. (рост на 16%). Импорт шин в Россию вырос на 14% до 30,4 млн. штук, продажи шин внутреннего производства выросли на 3% до 30,5 млн. Более 75% рынка (46,7 млн. шт.) пришлось на легковые шины, продажи в этом сегменте выросли на 12,5%. Лидером рынка остается “Нижнекамскшина” с долей 19%. На втором месте – Cordiant (объединяет бывшие активы ООО “СИБУР – Русские шины”, не включенные в периметр сделки Pirelli), доля которого составляет 13%. Первое место среди иностранных производителей занимает Nokian Tyres с долей 10% рынка. Bridgestone, на долю которой приходится 5% рынка, делит пятую позицию с Michelin, Yokohama и Dunlop. По данным Cordiant, поставки шин Bridgestone в Россию в 2012 г. снизились на 3%.
“Bridgestone сможет найти свою нишу на российском рынке – японская компания будет работать в первую очередь в сегменте премиальных шин, на которые сейчас есть стабильный спрос”, – считает Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала”.
По данным Cordiant, в 2012 г. на премиальные шины пришлось около 35% рынка. В. Беспалов отмечает, что, поскольку Bridgestone “ориентирована на производство зимних шин, компания в первую очередь будет работать во вторичном сегменте”, при этом часть шин все же могут закупать крупные автоконцерны, чтобы поставлять с автомобилем второй комплект резины. Михаил Пак из “Атона” добавляет, что Bridgestone может рассчитывать на гарантированные закупки Mitsubishi, выпускающей автомобили в Калуге. Впрочем, объем производства за последние 3 года составил всего 17 тыс. машин, в целом автоконцерн продает в России только около 75 тыс. автомобилей в год. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)