Химия Украины и мира

Россия: директор по региональным продажам ОАО «Газпром нефть» Александр Крылов – о перспективах газомоторных видов топлива

“Газпром нефть” начала реализацию проекта по выводу компримированного природного газа (КПГ) на розничный рынок моторного топлива. В декабре 2012 г. компания открыла первый в России многотопливный автозаправочный комплекс под бэендом “Газпромнефть”, где кроме бензина и дизеля можно заправиться компримированным природным газом и сжиженным углеводородным газом (СУГ). О перспективах газомоторных видов топлива рассказал директор по региональным продажам “Газпром нефти” Александр Крылов.

– Каких достижений в 2012 г. удалось достигнуть “Газпром нефти” в сфере реализации нефтепродуктов и за счет чего?

– 2012 г. был насыщенным и интересным. Если говорить в цифрах, то мы достигли значительных успехов в расширении сети АЗС “Газпром нефть”: построены и приобретены 79 объектов, реконструированы 85 станций. Таким образом, мы увеличили сеть до 1300 заправок в России и странах СНГ, вышли на рынок Украины и в новый регион в России – Курганскую область. В магазинах сети появились товары под брэндом G-Drive, расширилась товарная линейка под собственным брэндом “Сеть АЗС “Газпром нефть”. Реализация нефтепродуктов через сеть АЗС “Газпром нефть” увеличилась на 33% и составила 7,4 млн. т, а среднесуточная реализация на АЗС выросла на 23% до 16,6 т. Одним из ярких событий года стал проект G-Drive Racing, направленный на поддержку автоспорта и российских гонщиков. Открытие первого многотопливного автозаправочного комплекса (МАЗК) под брэндом “Газпромнефть” в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе – еще один знаковый проект ушедшего года. Уникальность МАЗК заключается в том, что на его территории можно заправить автомобиль как традиционными видами топлива (бензином и дизелем), так и сжиженным углеводородным газом и компримированным природным газом.

– На ваших АЗС реализуются 2 вида газомоторного топлива: компримированный природный газ и сжиженный углеводородные газ. В чем их принципиальное отличие?

– Если сравнивать эти виды топлива с точки зрения потребителя, то по характеристикам КПГ лучше. Это природный газ метан, он менее токсичен и безопаснее пропана – СУГ. В случае утечки метан улетучивается, а не скапливается в полостях авто и сооружениях АЗС. С точки зрения экологии и экономии КПГ также предпочтительнее. С другой стороны, СУГ более адаптирован для рынка и в настоящий момент для него существует развитая инфраструктура. Основными преимуществами газомоторного топлива являются экологичность и экономичность. В выхлопных газах автомобиля, работающего на газомоторном топливе, меньше вредных веществ, чем в случае с бензиновым двигателем. КПГ и СУГ не образуют отложений в топливной системе, поэтому срок эксплуатации двигателя значительно больше. Экономия затрат на топливо при использовании КПГ в среднем составляет 40%. По нашим подсчетам, на 100 км водитель легкового автомобиля сэкономит 114 руб., водитель автобуса или грузового автомобиля – 450 руб. Основным неудобством для автолюбителей, использующих КПГ, является слабо развитая инфраструктура заправочных станций и центров по переоборудованию автотранспорта.

– Существуют ли статистика или результаты исследований, подтверждающие большую экологичность газового моторного топлива по сравнению с бензином?

– Существуют, эти данные общеизвестны по всему миру. Содержание углекислого газа в выхлопах метанового двигателя приближается к нулю, а содержание других вредных веществ уменьшается в 4-5 раз по сравнению с бензиновым двигателем, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя отсутствуют.

– Может ли метан как эффективное, экономичное и экологичное топливо стать полноценной альтернативой бензину или его ждет участь водорода, электричества и этанола?

– Газовое моторное топливо – сейчас единственная полноценная альтернатива бензину. Водород, электричество, этанол для этого слишком дороги. Более того, КПГ и СУГ позволяют автолюбителям существенно экономить на топливе и идеально подходят для общественного транспорта. По большинству характеристик газ, особенно метан (КПГ), превосходит и бензин, и дизель.

– В чем привлекательность продвижения газового топлива для компании, которая занимается реализацией нефтепродуктов?

– Развитие альтернативных видов топлива – дополнительная возможность для диверсификации производства и рисков. Реализация газа на АЗС сети “Газпромнефть” позволит привлечь новых клиентов и решить ряд других важных для компании задач. Сегодня рынок газового моторного топлива в России развит слабо, у нас есть возможность стать в этом секторе первопроходцами. Кроме того, миссия нашей компании – предоставление потребителям энергоресурсов высокого качества, а не только нефтепродуктов.

– Сколько в настоящий момент у компании станций, реализующих газ, где они расположены и какой формат у этих станций?

– Через розничную сеть АЗС “Газпромнефть” СУГ реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае. Сейчас в России работают 89 наших станций, где можно заправить автомобиль газом. 85 станций реализуют СУГ, 4 – КПГ.

– Насколько безопасно использование КПГ в качестве моторного топлива на транспорте? Что произойдет в случае чрезвычайной ситуации?

– Ездить на КПГ значительно безопаснее, чем на бензине. Резервуар для КПГ изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кгс/кв. см. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения отводящего газ к двигателю газопровода арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа.

– Могут ли ваши клиенты рассчитывать на бонусы при переводе автомобиля на газовое топливо?

– Сейчас мы формируем план проведения маркетинговых акций, чтобы стимулировать переоборудование автотранспорта, разрабатываем предложения для клиентов в рамках программы лояльности, а также в рамках партнерских программ с автопроизводителями и банками. Возможно, мы будем предоставлять скидки на переоборудование автомобилей на КПГ владельцам бонусных карт “Нам по пути”. Также компания прорабатывает вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, обсуждает возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переоборудовании своего автопарка на метан.

– Кто основной потребитель газового топлива на ваших станциях?

– По данным на декабрь 2012 г., основными потребителями газомоторного топлива являются физические лица – на них приходится 82% объема реализации, корпоративные клиенты покупают 18% метана. На сегодняшний день КПГ заправляются в основном муниципальные и крупные коммерческие организации, пассажирские и грузовые предприятия, спецтехника и сельскохозяйственная техника. СУГ используют в основном физические лица, а также коммерческие предприятия – он более знаком потребителям, возможность переоборудования автомобилей широко доступна.

– Насколько дорого переоборудовать автомобиль на СУГ и КПГ?

– В среднем переоборудование для работы на КПГ легкового автомобиля стоит примерно 50 тыс. руб., а стоимость переоборудования для работы на СУГ – в 2 раза дешевле.

– В каких странах использование КПГ в качестве моторного топлива получило наибольшее развитие? Сколько всего автомобилей в мире ездят на этом виде топлива?

– Использование природного газа в качестве моторного топлива активно развивается в мире и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах. Наибольшее развитие рынок КПГ получил в странах Южной Америки и Южной Азии. Среди европейских лидеров – Италия, быстро развивается рынок Германии. Среди мировых лидеров – Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия. Всего в мире насчитывается 14,7 млн. автомобилей на КПГ, что составляет 1,5% мирового парка автотранспорта, и 20,7 тыс. АГНКС – станций, где можно заправиться КПГ. Россия занимает лишь 20 место в мире по парку автомобилей на метане. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Существует более 180 моделей газовых автомобилей ведущих мировых автопроизводителей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, MercedesBenz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских производителей – ЛиАЗ, ПАЗ, КамАЗ, автобусы НЕФA3, модель Лада Приора.

– Если у газового топлива действительно столько преимуществ, планируете ли вы приобретение или перевод служебного транспорта на газ?

– В нашей компании уже эксплуатируются несколько автомобилей на КПГ – микроавтобус и легковые машины. В планах – максимально переоборудовать парк служебных автомобилей на газомоторное топливо.

– С 1 января 2013 г. все столичные АЗС должны продавать топливо экологического стандарта не ниже Евро-4. Какой стандарт топлива сейчас на московских АЗС “Газпромнефть”? Когда компания планирует полностью перейти на стандарт Евро-5 в Москве и в других регионах России?

– Топливо не ниже Евро-4 сеть АЗС в Московском регионе реализует с апреля 2012 г. после перехода Московского НПЗ на выпуск топлива данного стандарта. Нефтепродукты, которые поступают с других НПЗ “Газпром нефти” – Ярославского и Омского заводов, – соответствуют стандарту Евро-5. Полностью на Евро-5 мы перейдем к середине 2013 г., когда завод станет производить топливо только этого экологического класса.

– Чем качественнее бензин, тем он безопаснее по отношению к окружающей среде. Как компания обеспечивает качество топлива?

– Топливо, которое продается на АЗС “Газпромнефть”, соответствует международным экологическим стандартам и поступает напрямую с собственных НПЗ “Газпром нефти” – Московского, Ярославского и Омского. Таким образом, мы имеем возможность контролировать качество по всей цепочке: от производства нефтепродуктов до реализации конечному потребителю. Для обеспечения контроля и качества топлива во всех точках отгрузки продукта у нас есть стационарные лаборатории. Существуют также мобильные лаборатории, которые по требованию клиента и в его присутствии могут произвести анализ плотности, выявить отсутствие в пробе воды, механических примесей.

– Что является для вас приоритетом: качественный или количественный рост?

– Я не могу выделить какое-либо направление – мы активно работаем и на качество, и на количество. “Газпром нефть” стремится увеличить как эффективность работы каждой отдельной АЗС, так и их количество в целом.

– Расскажите о планах “Газпром нефти” на 2013 г. В частности, сколько новых АЗС вы планируете открыть? Какие регионы являются для вас приоритетными? Какие проекты планируете реализовать в ближайшее время?

– Одной из глобальных задач для сбытового блока “Газпром нефти” станет реконструкция приобретенных активов – сетей МТК, «Моснефтепродукт», «Коримос». На это уйдет большая часть инвестиций. Предстоит огромная работа по интеграции данных активов в сеть АЗС “Газпромнефть”, что сделает наше присутствие в Москве заметнее. Помимо этого для нас является важным развитие Северо-Западного региона и развитие сети в Казахстане, где мы также планируем расширение. Мы продолжим развивать проект G-Drive Racing и планируем расширение линейки брэндированных топлив и продуктов под собственными брэндами. С целью увеличения потребления КПГ в качестве моторного топлива в 2013 г. мы продолжим развитие многотопливных автозаправочных комплексов и планируем открыть МАЗК в Центральном и Северо-Западном регионах, в том числе вдоль федеральных трасс М10 и М1. (gazprom-neft.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version