Стратегический вопрос перехода промышленности РФ от экспорта сырой нефти и темных нефтепродуктов к выпуску высокотехнологичной продукции вторичной переработки по многим параметрам зависит от решений, принятых по мазутам. Мазут – уникальный продукт, стыкующий на своем рынке все проблемы российской нефтепереработки: экономические, политические, криминальные.
В отеле “Балчуг Кемпински Москва” состоялась международная конференция компании CREON Energy “Мазуты 2013”, посвященная перспективам производства и использования мазута в России. В приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что в настоящее время экспорт мазута остается одним из самых значимых видов бизнеса для российских нефтяных компаний. Внутренний спрос на продукт поддерживают представители бункеровочного бизнеса и энергетики. Однако перспективы мазута туманны – реализация ВИНКами программ модернизации НПЗ приведет к сокращению объемов выпуска, а переход энергетических компаний на газ сузит экспортный потенциал продукта. Среди участников отрасли бытует мнение, что мазут – продукт отживающий. При этом, несмотря на все попытки регулирующих органов максимально сократить выпуск мазута в стране, объем его производства не падает. В чем причина такой стойкости продукта, каковы перспективы мазутов в России, какую роль они играют для нефтяных компаний и потребителей, в экспортной составляющей нефтяного бизнеса?
Евгений Сыровой, заместитель начальника управления мониторинга топливно-энергетического комплекса ГП “ЦДУ ТЭК”, представил обзор рынка мазута в России. В настоящее время, при незначительном увеличении глубины переработки, производство мазута напрямую зависит от объемов первичной переработки нефти, которые растут, соответственно ресурсная база мазута увеличивается. Так, в 2012 г. по отношению к 2005 г. первичная переработка нефтяного сырья выросла на 28,5%, а производство мазута увеличилось на 31,7%. При этом отмечается снижение потребления мазута на собственные нужды НПЗ на 0,5% за счет роста использования более дешевого топлива. Структура производства мазута по основным маркам достаточно стабильна. При этом небольшой рост удельного веса мазута М-100 объясняется действием программы модернизации НПЗ, направленной на увеличение мощностей процессов глубокой переработки. С 2009 г. по 2012 г. в потреблении мазута на внутреннем рынке наблюдалась некоторая стагнация – спрос стабилизировался на уровне 11 млн. т/год, отгрузка мазута на экспорт выросла на 13,9%. Увеличение экспорта стимулируется ценовым диспаритетом: цены на мировом рынке превышают внутренние более чем в полтора раза. Средняя цена мазута внутри страны в 2012 г. составила $355,8/т, что на 77,4% ниже средней цены внешнего рынка. Правительство и Минэнерго России принимают меры по стимулированию снижения объемов выпуска темных нефтепродуктов российскими производителями: надзорными правительственными ведомствами заключено четырехстороннее соглашение со всеми крупными нефтяными компаниями РФ по исполнению программ модернизации НПЗ к 2020 г. Для обеспечения роста инвестиций была введена новая система экспортных пошлин “60-66”. При этом производство и экспорт мазута продолжают увеличиваться. Сложившаяся ситуация объясняется медленными темпами модернизации нефтепереработки при высокой доходности производства мазутов. Введение высоких экспортных пошлин может привести к “замазучиванию” предприятий, но не сможет в ближайшее время значительно снизить его производство.
Возможности применения биржевых механизмов в торговле мазутами оценил управляющий директор по срочному рынку СПбМТСБ Алексей Сергеев. Объем оборота мазута на бирже за 2012 г. составил более 1 млн. т – это приблизительно 10% от общего объема, реализованного на внутреннем рынке. В структуре всего оборота нефтепродуктов на бирже доля мазута не превышает 12%, основной интерес участники проявляют к дизельному топливу и бензинам, на третьем месте – авиационный керосин. В последнее время количество игроков, принимающих участие в торговле мазутами, сильно возросло: сегодня на бирже торгуют 1060 участников. Говоря о действующих биржевых механизмах, эксперт отметил ценовые индексы, которые формируются по всем присутствующим на бирже видам топлива, в частности по мазутам. Индексы рассчитываются на базе реально совершенных сделок и позволяют проследить динамику текущих цен на интересующий продукт. С октября 2012 г. на бирже пущен новый финансовый инструмент – фьючерсные контракты на мазут, а также на авиакеросин, дизель и бензин, с помощью которых компании могут получить страхование от неблагоприятного изменения цены. Кроме того, фьючерсы являются индикаторами отрасли, которые позволяют сегодня определить уровень цен топлива на российском рынке на будущий период времени.
Директор по региональной политике СПбМТСБ Всеволод Соколов добавил, что одним из важных преимуществ торговли на бирже является прозрачность ценообразования. Согласно требованиям Налогового кодекса РФ, единственная цена, которая не подлежит дальнейшему обсуждению и признается рыночной, – это биржевая цена. Комментируя ситуацию на отраслевом рынке, Соколов отметил, что считает уход мазутов на экспорт стратегически неправильным: страна теряет добавочную стоимость, которую могла бы получить в случае более глубокой переработки нефти. В ходе дискуссии участники высказали свои соображения о перспективах рынка мазутов в России. Так, начальник отдела маркетинговых исследований ИАЦ “Кортес” Ирина Боград выразила мнение, что полностью отказаться от мазута не получится, торговля продолжится как минимум в рамках бункерного топлива. “Глубина переработки в 90% целом по России – это невозможно”, – подчеркнула она.
Старший менеджер управления развития и коммерческой деятельности компании “ЛУКойл” Игорь Колесников назвал несколько трендов, которые он считает основными для отрасли. Во-первых, глубина переработки нефти будет постепенно повышаться, хотя, возможно, более медленными темпами, чем это предусмотрено текущими четырехсторонними соглашениями. Во-вторых, рынок находится в ожидании ввода 100%-ной экспортной пошлины на мазуты в 2015 г. Учитывая эти тенденции, нефтяным компаниям придется искать более маржинальные каналы сбыта, одним из которых может стать бункеровка. Сергей Вьюжанин, генеральный директор компании “Евробитум”, добавил, что мазут является основным сырьем для производства битумов, если не будет мазута – производство битумов встанет.
Тему предстоящих глобальных изменений на мировом энергетическом рынке и их влияние на российский рынок затронул Михаил Левинбук, член экспертного совета CREON Energy. По его словам, США активно разрабатывают месторождения сланцевой нефти и газа, готовясь в ближайшем будущем начать масштабные экспортные поставки дешевого сырья, что приведет к падению цен на традиционные нефтепродукты на мировом рынке и снизит доходы российского бюджета. Введение в 2015 г. 100%-ной экспортной пошлины на мазут сделает его производство невыгодным. “С выходом на мировые рынки нетрадиционных нефти и газа Россия проиграет “сырьевые войны”, поэтому отечественным компаниям необходимо начать конкурировать с Западом на рынках вторичной переработки сырья, в области нефте- и газохимии”, – подчеркнул эксперт.
Также в рамках конференции прозвучали доклады, посвященные технологической составляющей производства мазутов. Старший специалист департамента по продвижению ГК “Миррико” Д. Козырьков представил презентационный материал по подготовке и обработке мазутов. Дмитрий Борисанов, начальник исследовательской лаборатории ЦЗЛ “Славнефть-ЯНОС”, рассказал об опыте разработки и эксплуатации процесса получения мазута с низким содержанием сероводорода. Заместитель генерального директора по научной работе “ВНИИ НП” Всеволод Хавкин раскрыл способы гидрогенизационного облагораживания тяжелого нефтяного сырья. Директор департамента углеводородного сырья CREON Energy Анастас Гатунок представил подготовленный совместно с “ВНИИ НП” доклад, в котором рассказал о состоянии производства присадок для мазутов в России. Несмотря на то, что российские НПЗ являются крупными производителями и экспортерами мазута, большинство присадок в настоящее время закупается за рубежом, т. к. ассортимент присадок для мазутов, вырабатываемый российскими предприятиями, находится на более низком техническом уровне. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)