Химия Украины и мира

Россия: химики просят ОАО “Российские железные дороги” отменить новый порядок согласования заявок на отправку грузов

Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) просит ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) отменить новый порядок согласования заявок на изменение даты, направления и объемов отправки грузов, утвержденный монополией 19 февраля и начавший действовать 1 марта, говорится в обращении главы РАПУ Игоря Калужского к гендиректору центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Елене Кунаевой.

Также документ лимитирует пропускные возможности станций погрузки и разгрузки и оговаривает прием к перевозке груженых вагонов в строгом соответствии с графиком. Это уже вторая попытка РЖД ввести подобные правила. Первую телеграмму компания направила клиентам 5 октября 2012 г., но ее действие в середине января отменила Федеральная антимонопольная служба.

Как пояснили в РАПУ, сейчас компании, перевозящие грузы по железной дороге, обязаны предоставлять РЖД график погрузки на месяц вперед с указанием точных объемов, дат и направлений, который монополия должна утвердить. Любые изменения плана корректируются дополнительными заявками. “Такие корректировки усложняют жизнь монополии, у которой есть недостаток локомотивов и вагонов. К тому же на инфраструктуре скапливается много вагонов, которые компании взяли “про запас” и которые осложняют разъезды на конкретных участках. Так что РЖД решило переложить эти проблемы на потребителей”, – отметили в ассоциации.

Теперь поставщик, заявивший определенный объем по определенному направлению, должен вывезти его в течение 3 дней, иначе на него накладывается штраф. Но главная проблема, говорят в РАПУ, что компании не смогут поставить груз туда, куда нужно. Например, если экспортная цена на конкретном рынке упала или повысилась и компании выгодно изменить направление поставок, РЖД могут не согласовать такие корректировки или не успеть их одобрить. Если поставки будут срываться, это приведет к переполнению складов производителя. Все это влечет убытки для компаний. В ассоциации отмечают, что монополия и раньше вводила ограничения поставок, но они были, как правило, вызваны техническими причинами (например, порт из-за непогоды не принимает грузы).

В РЖД уточнили, что изменения в работе с грузоотправителями проводятся в рамках внедрения так называемого “единого сетевого технологического процесса” (ЕСТП), разработанного и утвержденного в конце 2012 г. В компании считают предлагаемые изменения необходимыми, чтобы обеспечить “стабильное удовлетворение потребностей экономики в перевозках”. “С ростом парка вагонов в стране и фактическим переходом к стихийному предъявлению грузов и порожних вагонов к перевозкам без учета состояния инфраструктуры и количества тягового подвижного состава резко снизилось качество перевозочного процесса”, – пояснили в монополии.

Первыми в начале марта тревогу забили металлурги. Некоммерческое партнерство “Русская сталь” направило жалобу в ФАС, указав, что календарное планирование не соответствует законодательству, а также приведет к невозможности вывоза всей продукции и, как следствие, к снижению общего уровня погрузки. В то же время, отмечали металлурги, изменение маршрута может привести к удорожанию транспортной составляющей, например, при переориентации грузопотоков в порты за пределами России. Однако до сих пор производители ничего не добились.

Теперь в борьбу включились химики. “Производители минудобрений работают на экспортные направления на жестком конкурентном рынке в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры, что не позволяет заранее точно планировать объемы, даты и направления отгрузки. Любое жесткое ограничение приведет к сбоям производства. При поставках на внутренний рынок отгрузки выполняются после оплаты продукции, что не дает возможности заказывать заблаговременно железнодорожные планы из-за неизвестности направления отгрузки”, – отмечают в РАПУ. В результате, как пишет И. Калужский, заказ планов фактически будет осуществляться наугад, что не даст желаемого результата по повышению плановости перевозок. РЖД получат огромный поток корректировок. В целом, по мнению РАПУ, новые правила могут привести к уходу части грузов на другие виды транспорта, а также к снижению конкурентоспособности российских товаров из-за дополнительных логистических затрат и отсутствия гибкости в быстрых продажах. Аналогичное письмо РАПУ направила в ФАС.

Ограничения еще не введены жестко, пояснил один из химиков, в первую очередь потому, что у РЖД – сезонное снижение погрузки, монополия лояльно относится к изменениям графиков и согласовывает новые сроки и направления. Пока ничего критического не произошло, признал собеседник, но как только поток поставок вырастет, ситуация изменится. Источник в одной из нефтекомпаний также ожидает, что применение новых правил может затруднить поставки в рамках биржевых торгов, создать дополнительные риски при снабжении нефтепродуктами нефтебаз, сетей АЗС и аэропортов. (rupec.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version