Снижение производства нефтепродуктов в Беларуси связано с проблемой реализации белорусского топлива на российском рынке. Так экономист Борис Желиба прокомментировал спад производства белорусских нефтепродуктов в I квартале. “Я думаю, что это временное явление, так как на третий квартал есть договоренность о поставке 5,25 млн. т российской нефти. Поставки на 3 квартала обеспечены. Если и есть какая-то существенная причина, то она в основном внутренняя. То есть белорусские нефтеперерабатывающие заводы или один из них снизили производство. Но повторю, поставки обеспечены, это основной фактор”, – отметил экономист.
Он добавил, что если речь идет о реализации, то это может мыть связано с проблемами сбыта. “В основном, нефтепродукты из Беларуси экспортируются на Запад и частично на Восток. В России есть проблема с реализацией белорусского топлива. Дело в том, что российские власти требовали от нас выполнения обязательства по поставке нефтепродуктов. Несмотря на это, в прошлом году мы их выполнили не полностью. Возник дефицит высококачественного топлива. Наши НПЗ выпускают топливо, которое подходит для стандартов Euro-3 и 4, которые сейчас укореняются в РФ. И с начала этого года Беларусь стала выполнять свои обязательства. Это топливо продается через петербургскую биржу на конкурсной основе, но на сегодняшний день топливный рынок переполнен, предложение превышает спрос. Наши нефтепродукты гораздо дешевле и качественнее, потому что Беларусь реконструировала НПЗ, а Россия нет. Понятно, что потребители довольны, но производителям это невыгодно”, – подытожил Борис Желиба.
В Беларуси в I квартале 2013 г. наибольший спад зафиксирован в производстве нефтепродуктов и химическом производстве – на 21% и 16,2% соответственно к аналогичному периоду 2012 г. Белорусские власти пока не смогли достичь договоренности об объеме импорта нефти из России в 2013 г. Объем поставок согласован только на 3 квартала. Белорусская сторона запрашивает на 2013 г. 23 млн. т нефти, российская сторона заявляла о готовности поставить 18,5 млн. т с учетом необходимости загрузки нефтепровода БТС- 2. (Хартия97/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)