Подводя итоги I квартала, компания Michelin заявила, что в эти три месяца рынок в Европе остался слабым, ситуация в Северной Америке оказалась разочаровывающей, но развитие на новых рынках продолжается.
Общие объемы продажи Michelin в I квартале составили EUR4,877 млрд., что на 8,1% ниже, чем в 2012 г. Продажи легковых и легкогрузовых шин сократились на 6,5% до EUR2,582 млрд., в натуральном выражении этот показатель снизился на 2,8%, так как усиление присутствия на новых рынках не смогло компенсировать потери от падения спроса на устоявшихся рынках. В сегменте грузовых шин продажи Michelin пережили снижение на 7,9% до EUR1,477 млрд. В натуральном выражении продажи сократились на 5,6% по сравнению с январем-мартом 2012 г., но при этом немного выросли, если сравнивать с предыдущим кварталом, что говорит об успехе мер по возвращению отделения грузовых шин к прибыльности. Продажи специализированных шин снизились на 13% в денежном и на 6,9% в натуральном выражении, поскольку сократился спрос в сегментах шин для сельского хозяйства, а в начале 2013 г. Michelin пришлось корректировать цены на шины для горнодобывающей отрасли. В итоге компания заработала в этом секторе только EUR818 млн.
В отчете Michelin указала, что на результаты квартала повлияли сниженное число рабочих дней, разница в рыночных тенденциях между развитыми и развивающимися странами, а также падение спроса в сегменте OE, в первую очередь со стороны производителей землеройной техники.
В Европе спрос на легковые и легкогрузовые шины в сегменте OE сократился на 11%, хотя Michelin отмечает, что сокращали запасы только мейнстримовые компании, а производители менее массовых автомобилей и экспортно-ориентированные фирмы несколько увеличили закупки. Кроме того, в Восточной Европе спрос за I квартал вырос на 4%. Сегмент OE Северной Америки вырос на 1%, как и объемы производства, а в Азии наблюдалось повышение показателей на 5%. Особенно быстро увеличивают закупки легковых и легкогрузовых шин производители из Китая (+15%) и Юго-Восточной Азии (+29%). Японский рынок просел на 18% из-за того, что в конце 2012 г. кончился срок действия правительственной программы по стимулированию продаж новых автомобилей.
На вторичном рынке легковых и легкогрузовых шин наблюдается примерно такая же ситуация. В Европе, которая все глубже погружается в рецессию, спрос упал на 9%, причем помимо экономики на это повлияла затянувшаяся зима, которая не помогла дилерам избавиться от запасов зимних шин. Водители в I квартале “переобуваться” не спешили, из-за чего в Германии спрос упал на 23%, а в странах Скандинавии – на 11%. Североамериканский рынок сокращается третий год подряд, на этот раз его объемы снизились на 2%. В Азии (без учета Индии) спрос в целом вырос на 7%. Быстрее всего растет рынок Китая (+11%), а развитие в остальных регионах несколько замедлилось – в Японии спрос вырос на 3%, в Южной Корее – на 9%, в странах АСЕАН – на 4%.
Спрос на грузовые шины в европейском секторе OE остался таким же слабым, сократившись на 3%, что вызвано низким числом регистраций новых грузовиков в Западной Европе. Североамериканские производители сократили закупки на 11% по сравнению с I кварталом 2012 г., что обусловлено неопределенностями в экономической и фискальной сферах. В Азии спрос вырос на 5%, но если китайцы купили на 8% больше радиальных грузовых покрышек, то в Японии этот показатель сократился на 14%. Впрочем, спрос в странах Юго-Восточной Азии увеличился на 29%.
Мировой вторичный рынок грузовых шин находится в состоянии стагнации. В Европе спрос вырос на 5% благодаря увеличению закупок в Восточной Европе (+24%), а в Северной Америке сократился на 1% из-за снижения продаж в США, где, впрочем, ожидается тенденция к росту, так как сокращается количество каркасов, пригодных для восстановления. Рост спроса в Китае замедлился из-за новогодних каникул. Хотя в марте продажи выросли, за I квартал объемы продаж снизились на 6%. В Японии спрос сократился на 2%, так как дилеры снижают объемы запасов, а в Южной Корее спрос ухудшился на 4% из-за снижения активности транспортных компаний.
Спрос на мотошины на устоявшихся рынках падает второй год подряд, а в I квартале помимо экономических проблем на желание покупать шин влияла плохая погода. В сегменте гражданских авиашин наблюдался небольшой рост, спрос на шины для военной авиации сокращается из-за того, что государства снижают оборонные расходы.
После обнародования результатов акции Michelin подешевели на 4,6% до EUR57,23. Стоимость всей компании за 2013 г.сократилась на 18% до EUR10,8 млрд. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)