«ЛУКойл», чей сицилийский НПЗ ISAB работает на грани рентабельности, обратился за помощью к местным властям. Руководство российской компании и чиновники договорились о создании рабочей группы для решения проблем завода. Сейчас развитию ISAB мешают контракты, подписанные его руководством до прихода «ЛУКойла». Сотрудники НПЗ уверены, что их отмена или пересмотр поможет, но большего от местного правительства в посткризисных условиях ожидать не стоит.
В поисках путей повышения эффективности сицилийского НПЗ ISAB «ЛУКойл» обратился к местным чиновникам. Глава компании Вагит Алекперов 22 апреля встретился с губернатором Сицилии, чтобы обсудить проблемы и дальнейшие планы завода в Сиракузе. По словам топ-менеджера, власти Сицилии подтвердили готовность содействовать «ЛУКойлу» в модернизации НПЗ и ускорении рассмотрения и согласования документов. По итогам встречи было принято решение о создании совместной рабочей группы, которая будет собираться раз в полгода.
Сегодня рентабельность подконтрольного «ЛУКойлу» ISAB близка к нулю, хотя, говорит технический директор завода Олег Ведерников, когда компания покупала долю, этот показатель составлял $12 на баррель. «ЛУКойлу» в СП по управлению комплексом ISAB принадлежат 80%. В 2009 г. российская компания приобрела 49% в проекте у своего партнера итальянской ERG за EUR1,45 млрд., а в течение последних 4 лет постепенно увеличивала пакет. Кроме того, у итальянской стороны есть пут-опцион на продажу «ЛУКойлу» оставшихся 20% до конца 2014 г.
Комплекс ISAB является одним из крупнейших в регионе и ориентирован на производство востребованных в Европе средних дистиллятов, в первую очередь керосина и дизельного топлива. В его состав входят 2 НПЗ, объединенных системой трубопроводов и интегрированных в единый технологический комплекс мощностью переработки 16 млн. т сырья в год. Из-за сложной ситуации на рынке нефтепродуктов в Европе, где предложение превышает спрос, завод в 2012 г. произвел только 13 млн. т нефтепродуктов, часть из которых была направлена в США.
По словам Ведерникова, «ЛУКойл» планирует оптимизировать мощности завода. В ближайшее время компания должна выйти на рентабельность в $5 на баррель, пообещал он. Для этого привлечена итальянская Tecnip, которая представила 60 сценариев, разбив их на 2 группы. “Первая – безинвестиционная, что приведет к сокращению издержек в ближайшие 3 года на EUR150 млн,. вторая – с инвестиционной составляющей: строительство гидрокрекинга, коксовой части”, – пояснил Вагит Алекперов. Но пока «ЛУКойл» не принял инвестиционного решения. Глава компании пояснил, что через рабочую группу планируется проработать вопрос с центральным правительством Италии, его фондами и финансовыми институтами Евросоюза.
Сотрудники самого завода уверены, что финансовой помощи со стороны местных властей ждать не стоит. “В посткризисных условиях такие предприятия как ISAB – основные источники местного бюджета, поэтому снижать их налоговое бремя никто не будет”, – говорит собеседник. Он уверен, что рабочая группа между руководством «ЛУКойла» и сицилийскими властями создается исключительно для ускорения согласования документов. Источник отмечает, что в течение последних 7 лет Shell и ERG пытались заручиться согласием местного правительства на строительство комплекса регазификации, но окончательного ответа до сих пор нет.
Другой источник, близкий к заводу, уверен, что рабочая группа создается для того, чтобы с НПЗ были сняты обязательства по договорам, заключенным его руководством до покупки ISAB «ЛУКойлом». Представитель ISAB уточнил, что у завода существует долгосрочный контракт до 2020 г. на поставку асфальта энергоцентру по сниженной цене. “Мы поставляем 1 млн. т асфальта по цене, которую регулирует правительство, что сказывается на экономике предприятия”, – сказал он. Если бы этого обязательства не было, маржа завода была гораздо выше, пояснил собеседник. Кроме того, по словам Алекперова, существуют обременения со стороны ERG и подрядных организаций, которые просят за свои услуги “слишком высокую цену”. Решения этих вопросов «ЛУКойл» пока не нашел. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)