О том, что Henkel подыскала под проект, который анонсировала в 2010 г., землю в пос. Марусино в 5 км от Новосибирска, рассказал источник, знакомый с планами компании. Площадь участка и условия его приобретения он не сообщил. Мощность будущего завода – 150000 т/год, инвестиции – EUR16 млн. евро. Это, по его словам, стандартные параметры российских проектов компании.
Henkel рассматривала участки в Искитимском районе области, принадлежащие Фонду содействия развитию жилищного строительства, но остановилась на Марусине, рассказал чиновник из областного правительства. “Основным условием компании для размещения завода была короткая логистика по песку, поэтому она приняла решение строить предприятие рядом с Марусинским песчаным месторождением”, – пояснил он. Марусинское песчаное месторождение разрабатывает группа компаний “Росразвитие Сибири”. “Росразвитие Сибири” и Henkel предварительно договорились о поставках сырья для завода, рассказал менеджер “Росразвития Сибири”. Объемы он не назвал.
В Henkel обещают, что строительство завода начнется в мае-июне 2013 г., завершится – в мае-июне 2014 г.
Сегмент сухих строительных смесей развивается вполне устойчиво, говорит ведущий эксперт УК “Финам менеджмент” Дмитрий Баранов.
Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров считает, что на первом этапе (примерно год) мощность новосибирского завода Henkel составит 75000-90000 т/год, а если завод сможет выдержать конкуренцию и продукция будет пользоваться спросом, мощность можно будет увеличить до проектной. Срок окупаемости проекта он оценивает в 3-4 года при условии выхода на проектную мощность в течение 2 лет. Ковжаров говорит, что “при грамотной маркетинговой политике концерна” он сможет занять 10-15% рынка в Сибири. По оценке аналитика “Инвесткафе” Дарьи Пичугиной, сибирский рынок составляет 7% от российского, который она оценивает в 10 млн. т. С новым заводом доля Henkel на российском рынке увеличится с 12% до 16%, полагает она. По прогнозу Пичугиной, в 2013 г. российский рынок строительных смесей будет расти на 13-15%.
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков предсказывает, что потребление сухих строительных смесей в 2013 г. будет расти медленнее, а в 2014 г. может снизиться. Сыграть на конъюнктурном росте рынка Henkel удастся не ранее 2015 г., считает аналитик. Основные “рыночные возможности” для Henkel он видит в вытеснении западных производителей и производителей из европейской части России.
По словам Пичугиной, 5 производителей сухих строительных смесей делят около половины российского рынка – это Knauf, “Старатели”, “Юнис”, Weber (“Ветонит”), MC-Bauchemie (“Плитонит”). За Уралом небольшие производственные мощности есть у “Старателей” в Бурятии (объемы компания не раскрывает) и у Knauf в Иркутской области (Нукутский гипсовый карьер производит не более 50000 т сухих строительных смесей).
Однако, по мнению Дьячкова, по крайней мере в Новосибирской области Henkel грозит жесткая конкуренция с местным производителем. По его данным, около 20% рынка Сибирского федерального округа и более половины областного контролирует “Геркулес-Сибирь”, который в 2012 г. произвел 268000 т сухих строительных смесей (при потреблении в Новосибирской области 200000 т). “Геркулес” оставляет в области примерно половину продукции. У других местных игроков объемы производства от 5000 до 20000 т/год. (Ведомости/Химия Украины, СНГ, мира)