Химия Украины и мира

Украина: маркировка топлива приведет к повышению его цены

Министерство энергетики и угольной промышленности вернулось к вопросу маркировки нефтепродуктов – как произведенных в Украине, так и импортированных. “Мы разрабатываем проект постановления правительства. В дальнейшем он будет отображен в законах”, – заявил глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий. По его словам, нововведение будет поспособствовать созданию единой системы контроля качества бензинов и дизельного топлива. Кроме того, позволит снизить долю фальсификата и увеличить поступления в бюджет за счет контроля уплаты акцизного налога и других обязательных платежей. Последнее утверждение повышает вероятность введения маркировки почти до 100%, в ситуации неопределенности с ростом экономики любые “денежные” инициативы для правительства – на вес золота.

Это не первое намерение Кабмина пометить специальными маркерами все бензины, продающиеся в Украине. Впервые об этом заговорили в конце 2010 г., когда был зарегистрирован законопроект “Об упорядочивании оборота нефтепродуктов”, принятый в июле 2011 г., но ветированный президентом. Сейчас собираются вернуться к доработке законопроекта, учтя замечания президента. Однако эксперты уверены: каким бы не стал новый законопроект, основные последствия его останутся теми же – подорожание бензина и дополнительный налоговый контроль за сетями бензинового ритейла.

Розничные цены бензина марки А-95 на 25 апреля 2013 г., грн./л

Регион Цена
АР Крым 11,05
Донецкая обл. 11,32
Киевская обл. 11,13
Львовская обл. 11,12
Харьковская обл. 10,95
Средняя цена по Украине 11,01

Источник: консалтинговое агентство «А-95»

Система маркировки будет действовать так: сначала на НПЗ или на границе в топливо будут добавлять специальное вещество-маркер, затем сотрудники налоговой милиции (во время проверок нефтебаз и АЗС) смогут определить с помощью приборов наличие и концентрацию маркеров в топливе. В нелегальном топливе маркера не будет, в разбавленном – концентрация будет минимальной. Сначала систему опробуют в сети АЗС “БРСМ-Нафта”, которую участники рынка связывают с Эдуардом Ставицким. Потом распространят по всей Украине.

Нефтетрейдеры уверены: введение маркировки к борьбе за качество отношения не имеет. “Контролируется наличие маркера, а не качественные показатели нефтепродукта. Нефтеперерабатывающий завод может производить бензин разных стандартов – от Евро-2 до Евро-5, все произведенное заводом топливо будет маркировано”, – объясняет директор по качеству компании “Параллель” Александр Титов. Директор по поставкам и оптовым продажам ПИИ “ЛУКойл-Украина” Федор Михайлов более категоричен. По его словам, цель маркировки – контроль уплаты налогов. С учетом того, что на украинском рынке, по оценкам экспертов, примерно четверть контрабанды – это действительно важная задача для проверяющих органов. “Но делать это нужно другими методами. Например, закрывать дыры на таможнях, через которые контрабанда попадает в страну. Кроме того, кто может гарантировать, что маркер не будут продавать “налево” и контрабандное топливо при проверке будет выглядеть вполне легальным?” – сомневается директор консалтингового агентства “А-95” Сергей Куюн.

По словам Куюна, введение дополнительного рычага контроля со стороны налоговых органов может привести к тому, что ГНАУ сможет заблокировать реализацию любой неугодной партии топлива, как это иногда делает таможенная служба. Например, в конце года проблемы с таможенной очисткой бензина случались у Rompetrol, Socar Energy Ukraine, “КЛО”, а чуть раньше – у “ОККО”, WOG, “Параллели” и других. Как заявляла тогда Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины, все эти проблемы были созданы искусственно, чтобы внедрить на рынок компанию-специмпортера, обладающего эксклюзивным правом оформления на таможне.

Как бы нововведение ни повлияло на работу сетей АЗС, маркировка точно станет драйвером роста цен. “Введение подобного закона означает дополнительные расходы для нефтетрейдеров-импортеров. Все это отразится на себестоимости топлива и, соответственно, на конечной цене для потребителя”, – уверен Александр Титов. По его словам, маркировка импортного топлива будет происходить за счет нефтетрейдеров, которые будут вынуждены организовывать дополнительные службы для формирования заказов, внесения маркеров в нефтепродукт, учета, контроля концентрации и т. д. Для этого понадобится и дополнительное дорогостоящее оборудование. По оценкам экспертов, цена вопроса – около 10 коп./л бензина, или 1 млрд. грн./год по рынку в целом. Таким образом, сетям бензинового ритейла будет еще сложнее соблюдать оговоренную с Минэнергоуглем цену на “социальные” виды топлива, которая, например, на А-95 (тоже попавший в перечень “социальных”) составляет до 10,5-11 грн./л.

“Сейчас все участники рынка вышли за пределы, о которых мы договаривались, мы наработаем изменения к индикативной формуле. Но цены должны быть снижены до того уровня, о котором мы договаривались ранее”, – заявлял Эдуард Ставицкий. Ради сохранения цен на существующем уровне Кабмин в апреле отказался от давней идеи повысить размер акциза на топливо. Если закон о маркировке будет принят, то отказ от повышения цен фактически будет сведен на нет. (Инвестгазета/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version