Украинская нефтепереработка достигла крайней точки падения. В 2012 г. объемы переработки нефти на отечественных НПЗ упали на 42,6% по сравнению с 2011 г. и составили 4,57 млн. т, что соответствует 10,5% от совокупного объема мощностей отрасли. В январе-феврале 2013 г. этот показатель равнялся 480 тыс. т – почти в 3 раза меньше, чем годом ранее. Ситуация может измениться к лучшему благодаря пуску Одесского НПЗ, недавно приобретенного группой ВЕТЭК у российского “ЛУКойла”. Однако для рестарта предприятия нужно сырье, к поискам которого подключилось правительство. Один из вариантов предусматривает возобновление приостановленных в 2011 г. поставок в Украину азербайджанской нефти.
В украинском топливно-энергетическом комплексе нефтяная отрасль постоянно находилась в положении “бедной родственницы”. Наверное, потому что страна удовлетворяет свои потребности в нефти за счет собственной добычи только на 7%. Поэтому с начала 1990-х годов перед украинским государством и бизнесом постоянно вставал выбор – что лучше: импортировать сырую нефть для переработки на отечественных НПЗ или приобретать за рубежом готовые нефтепродукты для их перепродажи в Украине?
К началу текущего десятилетия выбор был однозначно сделан в пользу импорта нефтепродуктов. В 2012 г. доля зарубежной продукции на украинском рынке достигла 70%. В то же время из 7 украинских предприятий по переработке нефтегазового сырья в начале 2013 г. функционировали только два – Кременчугский НПЗ и Шебелинский газоперерабатывающий завод, да и то далеко не с полной загрузкой.
Потеря большей части украинских нефтеперерабатывающих мощностей закономерна. Новые владельцы приватизированных в конце 1990-х НПЗ не инвестировали необходимых средств в их модернизацию. Например, в только Мозырский НПЗ в Беларуси было вложено больше, чем во все украинские предприятия вместе взятые. В результате именно белорусские нефтепродукты заняли по итогам 2012 г. примерно 45% украинского рынка.
Свою лепту в падение отрасли внесло и государство. Оно не только не сумело потребовать от собственников выполнения инвестиционных обязательств, но и постоянно “шло им навстречу”, раз за разом откладывая ввод в Украине новых стандартов качества топлива. Теперь он перенесен на 2016 г., хотя изначально завершение этого процесса предполагалось еще в конце прошлого десятилетия.
Устаревшие, с низкой глубиной переработки, украинские НПЗ просто не могли выпускать конкурентоспособные нефтепродукты и уступали место на рынке импорту. К тому же в последние годы отрасль постоянно сталкивалась с сырьевыми проблемами. Самый крупный в Украине Кременчугский НПЗ лишился российской нефти после того, как группа “Приват” с помощью достаточно сомнительных приемов перехватила контроль над предприятием у российского партнера “Татнефти”. Тогда предприятие вынужденно перешло на закупку азербайджанской нефти через Одесский нефтетерминал. Ради обеспечения этого маршрута в 2009 г. был осуществлен реверс Приднепровских магистральных нефтепроводов, из-за чего Одесский НПЗ был вынужден получать нефть по обходному маршруту с использованием нефтепровода Одесса – Броды. Когда же последний был развернут в направлении Беларуси для прокачки венесуэльской (а реально, азербайджанской) нефти, Одесский НПЗ вообще лишился сырья, так как морские поставки были признаны нецелесообразными, и в 2010 г. прекратил работу.
Кроме того, страны Таможенного союза с целью поддержки собственной нефтепереработки установили на сырую нефть более высокие экспортные пошлины, чем на нефтепродукты. В результате приобретать бензин и дизтопливо в той же Беларуси стало выгоднее, чем перерабатывать сырую нефть в Украине. В 2012 г. Кременчугский НПЗ перерабатывал в основном нефть, добытую в Украине. За 2012 г. в страну поступило только 1,55 млн. т нефти из-за рубежа: около 825 тыс. т из Казахстана и 725 тыс. т из России. Причем большая часть поставок пришлась на начало 2012 г., пока не был остановлен Лисичанский НПЗ.
Сохранение дееспособной нефтеперерабатывающей отрасли является одной из важнейших задач для Украины. Закупки нефтепродуктов – вторая по величине статья украинского импорта, уступающая лишь природному газу. В 2012 г. в Украину было ввезено более 7,6 млн. т горючего на $7,6 млрд. Исправно работающие НПЗ не только обеспечивают потребности страны в топливе и многих других органических веществах, но и создают высокооплачиваемые рабочие места и спрос на квалифицированный труд, а также перечисляют значительные средства в бюджет. Правда, это относится только к достаточно современным предприятиям, способным выпускать конкурентоспособную продукцию. Таковых в Украине (не считая Шебелинского ГПЗ) всего три: Кременчугский, Одесский и Лисичанский НПЗ. И пуск одесского завода (а в перспективе, возможно, и лисичанского, принадлежащего российской “Роснефти”) может значительно улучшить ситуацию в отрасли. Пусконаладочные работы на Одесском НПЗ торжественно стартовали в конце марта. К июню его обещают ввести в строй с объемом переработки 230 тыс. т/месяц или почти 2,8 млн. т/год, что соответствует плановой производственной мощности. Осталось только решить, где взять эту нефть.
Недавно о возможности возобновления поставок сырой нефти в Украину заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев после встречи с главой украинского Минэнергоугля Эдуардом Ставицким. При этом Н. Алиев отметил, что для осуществления таких поставок “Украина должна создать соответствующие льготные условия”. Азербайджанский министр прав: Украина ранее уже пыталась наладить импорт азербайджанской нефти с целью переработки на отечественных НПЗ, но эти попытки завершались неудачей в силу вполне объективных причин. В последний раз воспользоваться этим источником стремилась группа “Приват”, после скандальной истории с “Татнефтью” лишившаяся доступа к российскому сырью. Предполагалось, что она будет приобретать до 4,8 млн. т азербайджанской нефти в год для Кременчугского НПЗ и двух предприятий в Западной Украине. Однако в реальности закупки составили около 1 млн. т в 2010 г. и 640 тыс. т в 2011 г., а затем и вовсе были прекращены.
Основных проблем с поставками азербайджанской нефти в Украину было две, причем они актуальны до сих пор. Первая – высокая цена. Чтобы попасть в Украину, азербайджанская нефть должна быть доставлена по нефтепроводу в Новороссийск или грузинский порт Супса либо по железной дороге в Батуми, погружена на танкер, выгружена в Одесском порту и только потом отправлена по назначению. Две перевалки и перевозка по морю в сравнительно небольших судах значительно увеличивают стоимость азербайджанской нефти. Неудивительно, что компания “ЛУКойл”, которой принадлежал Одесский НПЗ, предпочла в 2010 г. закрыть предприятие, лишившееся источников трубопроводной российской и казахской нефти, но не везти по морю азербайджанскую. Вторая проблема по импорту нефти из Азербайджана связана с нехваткой объемов этой нефти. В последние годы Баку очень много и охотно обещает поставки всем желающим. Например, и в 2012 г., и в марте 2013 г. азербайджанские представители заявляли о возможности отправки нефти не только на украинские НПЗ, но и в страны Восточной Европы по нефтепроводу Одесса – Броды и пока не построенному ЕАНТК. При этом назывались фантастические объемы перекачки – до 16-20 млн. т/год с началом поставок в 2016 г. В реальности все выглядит куда скромнее.
Добыча нефти в Азербайджане, достигнув в 2010 г. пика на уровне 50,8 млн. т (из них более 40 млн. т было экспортировано), затем пошла на спад. В 2012 г. объем добычи сократился до 43 млн. т, а по итогам января-февраля 2013 г. было отмечено снижение на 4% по сравнению с прошлогодними показателями. Правительство Азербайджана, стремясь сохранить хорошую мину при плохой игре, заявляет, что не заинтересовано в расширении добычи, которая в течение ближайших 10 лет стабилизируется на уровне несколько выше 40 млн. т/год.
Экспорт нефти и газоконденсата из Азербайджана составил в 2012 г. 36,5 млн. т, на 6,4% меньше, чем в 2011 г. Из них 29,7 млн. т было прокачано по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан”, который в обозримом будущем сохранит статус главной экспортной артерии для азербайджанской нефти. Британская компания BP, являющаяся оператором этого трубопровода, одновременно возглавляет консорциум, разрабатывающий крупнейшее азербайджанское газовое месторождение Шах-Дениз. Естественно, ее интересы будут учитываться в первую очередь.
Через черноморские порты (Супсу, Новороссийск и Батуми) Азербайджан экспортировал в 2012 г. около 6,7 млн. т нефти. Очевидно, данный показатель в обозримом будущем увеличиваться не будет. В принципе, для нужд Одесского НПЗ этого хватит, но ему придется конкурировать с другими покупателями азербайджанской нефти в Болгарии и Турции. Неудивительно, что Н. Алиев говорил о льготах.
Как сообщают представители Одесского НПЗ, с учетом высокого качества азербайджанской нефти и достаточной глубины ее переработки на предприятии такие поставки могут быть выгодными, хотя печальный опыт 2010-2011 гг. заставляет относиться к подобным заявлениям с осторожностью. Впрочем, правительство, явно старающееся помочь новому собственнику завода, рассматривает и другие возможности. В начале апреля переговоры о возможных поставках сырой нефти велись и с Казахстаном. Но, будучи членом Таможенного союза, Казахстан недавно повысил экспортную пошлину на нефть, так что такие закупки теперь не очень выгодны – по крайней мере, морским путем.
“Укртранснафта” предложила еще один вариант с трубопроводными поставками нефти (российской или казахской) в Одессу. Причем осуществлять их планируется по Приднепровским магистральным нефтепроводам, которые, таким образом, снова начнут работать в аверсном направлении. Но это будет означать, что Кременчугский НПЗ отказывается от закупки нефти через Одессу и ограничится переработкой украинской нефти либо поставками из Казахстана.
Впрочем, учитывая достаточно дружеские отношения “Привата” и ВЕТЭК, возможно, именно такой вариант окажется наиболее приемлемым для обеих групп. Правда, при этом снова возникает вопрос о введении пошлин на импортные нефтепродукты. При нынешних ценах на бензин и дизтопливо в Украине отечественные НПЗ убыточны, а по качеству продукции часто проигрывают импорту. Поэтому установление компенсационных тарифов на белорусские нефтепродукты и ограничение импорта из Румынии или России обеспечит повышение цен на украинском рынке и повысит прибыльность работы отечественных заводов. По крайней мере, при таких условиях им и в самом деле может оказаться выгодно закупать нефть в Азербайджане.
Этот шаг можно было бы оправдать, если бы собственники украинских НПЗ воспользовались льготами для ускоренной модернизации собственных производств и налаживания выпуска качественной продукции, удовлетворяющей самым высоким евростандартам. Вот только реальная история отечественной нефтепереработки как-то не настраивает на подобные благостные ожидания. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)