Мировая торговля нефтью в течение следующих 5 лет будет смещаться в сторону нефтепереработки.
Продажа нефтепродуктов для добытчиков в ближайшем будущем обещает новые возможности для бизнеса в отличие от продажи нефти, спрос на которую падает. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует снижение продажи сырой нефти к 2018 г. на 32,4 млн. барр./сут. по сравнению с сокращением на 0,9 млн. барр. в 2012 г. Такое сокращение будет компенсировано ростом продаж нефтепродуктов. И несмотря на сложившийся исторически приоритет продажи нефти, торговать нефтепродуктами в настоящее время становится более выгодно. К подобной смене приоритетов готовятся как крупные нефтетрейдеры, в частности Vitol и Glencore, так и нефтедобытчики, среди которых Royal Dutch/Shell.
Рост предложения на рынке нефтепродуктов в первую очередь будет иметь негативное влияние на и без того убыточную переработку в Европе. Многие НПЗ Старого Света работают на грани рентабельности, а к 2020 г. переработчики собираются остановить 10% мощностей. Более того, большинство европейских заводов ориентированы в основном на производство автобензина, спрос на который здесь падает. В настоящее время в структуре спроса на топливо дизтопливо занимает 75%. Перспектива окупаемости инвестиций в перепрофилирование НПЗ сомнительна. А в это время современные заводы в странах Ближнего Востока и Азии уже производят топливо высокого качества из своей дешевой нефти. По мнению аналитиков МЭА, эта тенденция может стать долгосрочной, поскольку крупные экспортеры нефти с Ближнего Востока наращивают собственные перерабатывающие мощности, которые будут ориентированы тоже на экспорт.
Национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco заявила о планах стать ведущим производителем продуктов нефтепереработки – топлива и нефтехимии. Компания увеличивает производство нефтепродуктов и нефтехимии как для удовлетворения внутреннего спроса, так и отправки их на экспорт. В ближайшие 10 лет Saudi Aramco собирается удвоить объем своих перерабатывающих мощностей до 8 млн. барр./сут.
По словам руководителя отдела рынков и анализа Gunvor Дэвида Файфа, глобальная торговля нефтепродуктами может расти с более высокой скоростью, чем торговля сырой нефтью, “в течение следующего десятилетия”. Он считает, что “длинные маршруты поставок”, в том числе из Саудовской Аравии, Индии, Африки, придут на смену “традиционным коротким путям поставок” в Карибском бассейне на рынок Восточного побережья США и с крупных НПЗ в Нидерландах на европейские рынки.
Исполнительный директор ВР Клайв Кристисон считает, что растущие возможности Юго-Восточной Азии, которая строит НПЗ, поставлять на мировой рынок бензин и дизтопливо опережают рост спроса на нефть.
Тенденцию перехода от торговли нефтью к торговле нефтепродуктами последнее время обусловили многие факторы – от растущего спроса экспорта бензина из США на фоне сланцевой революции до роста спроса на сжиженный нефтяной газ в Африке. Одним из существенных факторов также стало строительство Saudi Aramco совместно с китайской Sinopec 3 мощных НПЗ в Саудовской Аравии по 400 тыс. барр./сут. Во второй половине 2013 г. в королевстве на побережье Персидского залива откроется НПЗ Jubail, построенный Aramco и французской Total, в конце 2014 г. – НПЗ Yasref (Aramco и Sinopec) на побережье Красного моря, в 2017 г. – НПЗ Jizan (Aramco). Продукция этих заводов ко второй половине 2017 г. в совокупности будет способна удовлетворить спрос крупных европейских экономик таких стран, как Испания и Италия. “Открытие этих заводов существенно изменит международный рынок поставок нефтепродуктов, особенно бензина и дизтоплива”, – считают в МЭА. Более того, Saudi Aramco для торговли нефтепродуктами создала дочернюю компанию Aramco Trading. По мнению Кристисона, в будущем роль госкомпаний в торговле нефтепродуктами вырастет.
Быстрыми темпами наращивает нефтеперерабатывающие мощности и Китай. МЭА прогнозирует их рост к 2018 г. до 17,7 млн. барр./сут., что почти на треть превышает внутренний спрос в стране по состоянию на конец 2012 г. (13,4 млн. барр./сут.). Растущая экономика страны также требует наращивания запасов топлива и нефти, последнее время Китай строит новые нефтехранилища. Так, мощности хранения к 2020 г. в Поднебесной увеличатся до 500 млн. т. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)