Химия Украины и мира

Украина: после консолидации химпрома новый топ-менеджмент предприятий активно перестраивает отрасль

На фоне всей украинской промышленности химическая отрасль показывает более чем хорошие результаты. В то время, когда почти все остальные составляющие индекса промпроизводства падали, она выросла на 7,1%. И это после кризисных лет, когда на фоне роста цен на газ многие предприятия химпрома останавливались, а объемы производства и экспорта постоянно сокращались.

Основная причина возобновившегося роста – закончившаяся интеграция активов Ostchem в единый производственный комплекс. С середины 2010-го до конца первого квартала 2011 года владелец Group DF (в которую входит Ostchem) Дмитрий Фирташ купил сразу три химических завода – горловский концерн «Стирол», а также черкасский и северодонецкий «Азоты». Эти покупки определили происходящее в отрасли на многие годы, одновременно заставив собственника, стремящегося создать внятную бизнес-структуру, активно перестраивать кадровую политику, обновляя состав топ-менеджмента.

Основные изменения коснулись предприятий Ostchem. Оставшиеся предприятия отрасли – «Днепразот», «Одесский припортовый завод» и ряд предприятий поменьше – работают практически без изменений. Например, директор ОПЗ Валерий Горбатко занимает свой пост с 1986 года, и хотя и считается одним из лучших управленцев среди топ-менеджмента госпредприятий, руководит своим заводом довольно консервативно: по словам собеседников «Инвестгазеты», многие менеджеры работают там по 20-25 лет.

Обновленная структура
Одним из первых назначенцев прошлого года в Group DF стал экс-управляющий директор Raiffeisen Investment Ukraine Вячеслав Якимук, который занял кресло директора по слияниям и поглощениям, а также директора представительства Group DF International в Украине. По словам партнера компании Talent Advisors Романа Бондаря, задачей последнего было налаживать корпоративные связи между подразделениями. Его креатурами стали специалисты по персоналу – директор Николай Осейко и Олег Лошаковский, ранее работавший в МТС. С их появлением, по словам Бондаря, в компании начали принимать на работу, ориентируясь в первую очередь на профессионализм, а не на лояльность.

Однако самым знаковым стало назначение в начале осени 2012 года новым управляющим директором Group DF экс-руководителя PricewaterhouseCoopers Бориса Краснянского, который, собственно, и начал создавать новое лицо для группы. Как он рассказывал осенью 2012-го в интервью «Инвестгазете», новая структура потребовала от Group DF существенных усилий по части хедхантинга – как в управляющие подразделения, так и в налоговые, финансовые и HR-департаменты. По словам Краснянского, чтобы довести бизнесы группы до готовности к IPO, нужны новые юридические услуги, новые юристы, хотя работающими руководство было вполне довольно.

Сфера поиска новых специалистов была очень обширна – финансовый директор компании Анна Овдиенко пришла в Group DF из HSBC, руководитель департамента налогового планирования Владимир Диденко из PricewaterhouseCoopers, глава департамента корпоративных коммуникаций Ярына Ключковская – из Microsoft, IT-директор Нестор Комарницкий раньше работал в «Метинвесте». С их помощью Борис Краснянский начал структурирование бизнесов Group DF и, в частности, в 2012 году окончательно сформировал структуру холдинга Ostchem, объединяющего усилия предприятий азотной химии. По оценкам сотрудников компании, из всех подразделений группы именно Ostchem лучше всего готов к публичному размещению. Кроме того, группа выиграла в конкурсе по приватизации Запорожского титано-магниевого комбината, фактически начав создание вертикально интегрированного титанового холдинга.

Объединенный азот

Первой компанией группы, которой пришлось быстро подлаживаться под меняющиеся правила игры, стал Ostchem, который должен был интегрировать купленные заводы и уже входящий в Ostchem «Ривнеазот». Генеральному директору компании Александру Халину и руководящему финансами химического холдинга Олегу Кикте пришлось интегрировать активы в одну компанию, добиваясь эффективной работы. Это им удалось – в 2012 году Ostchem фактически перекроил рынок азотных удобрений, введя единую ценовую политику для всех входящих в холдинг производителей – и, по сути, начав определять правила игры на рынке.
Как рассказали в Group DF, компания получила много дополнительных выгод в результате интеграции свои активов, которые заводы они не смогли бы получить, работая раздельно. Прежде всего за счет эффекта масштаба объединенная компания стала экономить на оптовых закупках, снизив среднюю себестоимость производства продукции за счет минимизации текущих затрат. Кроме того, появился доступ к более дешевым и длинным заемным средствам за счет того, что кредиторы больше доверяют большим компаниям. Кроме того, консолидировав денежные потоки четырех предприятий азотной химии, руководство холдинга сумело свести к минимуму количество остановок на предприятиях из-за нехватки сырья. А клиенты всегда могут получить нужный им товар вне зависимости от его наличия на том или ином заводе.

В результате созданная вертикально интегрированная структура смогла потратить на модернизацию производства в 2011-2012 годах почти 2 млрд. грн., что еще раз позволило химзаводам снизить себестоимость продукции, на этот раз – сократив расходы на газ. И сейчас Ostchem в составе Group DF – один из самых прозрачных структурированных и понятных бизнесов. Который, вероятнее всего, первым выйдет на IPO.

Меняться дальше

По информации «Инвестгазеты», в этом году возможны ротации в наблюдательных советах предприятий Ostchem. Пока отрасль развивается, потребность в новых руководителях останется. Искать их будут не только среди украинских специалистов, и даже не только среди химиков – к топ-менеджерам химической индустрии предъявляются такие же требования, что и к руководителям других крупных производств.

«Во-первых, это ориентация на эффективность. Я имею в виду, прежде всего, энергоэффективность. Увы, украинские предприятия сегодня используют намного больше энергоресурсов в расчете на единицу продукции, чем в развитых странах. Применение энергосберегающих технологий – это снижение себестоимости продукции и рост финансовых результатов», – уверен HR-директор Group DF International Николай Осейко.

Кроме того, уверен эксперт, важно, чтобы руководитель видел основу долгосрочного успеха предприятия во внедрении инноваций. Бизнес сегодня развивается очень динамично, каждый год появляются новые технологии. И выигрывают именно те компании, первые лица которых способны брать на себя ответственность и быстро внедрять инновации. Для этого руководители должны разбираться не только в вопросах производства, но и хорошо знать рынки сбыта, знать своего потребителя и понимать, что ему нужно.

Одновременно топ-менеджер должен быть внимателен к персоналу, стремиться максимально раскрыть способности своей команды. На любом предприятии есть сильные инженеры, изобретатели, рационализаторы, имеющие колоссальный опыт и знания. Но инноваторы не смогут проявить себя, пока их не увидят. Отличный пример из смежной отрасли в последнем интервью «Инвестгазете» приводил гендиректор «Запорожстали» Ростислав Шурма. По его словам, он пришел на предприятие, имея собственную программу сокращения издержек – на $50 на каждой тонне выпускаемой стали. «Я не стал ее обнародовать, а предложил каждому начальнику цеха предложить свои меры экономии. В итоге нам удалось добиться сокращения расходов на $93 на тонне», – рассказывает Шурма.

Создание среды, в которой сотрудники смогли бы раскрыть свои инновационные качества и дать руководству идеи по усовершенствованию производства, по внедрению новых технологий – не пустой звук. Такой подход позволяет гораздо успешнее модернизировать производство изнутри – силами тех, кто непосредственно знает весь техпроцесс. И подобные решения в последнее время все чаще становятся одной из ключевых задач менеджмента. (investgazeta.net/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version