Химия Украины и мира

Россия: к моменту пуска завода ОАО «НК «Роснефть» на Дальнем Востоке конкуренция на японском рынке сжиженного природного газа (СПГ) будет высока

“Роснефть” заключила очередное соглашение по освоению шельфа. Новым партнером “Роснефти” стала японская INPEX, которой была предложена треть (33,33%) в проекте разработки лицензионных участков Магадан-2 и Магадан-3. Эти участки располагаются на севере Охотского моря (глубина – 120-180 м), суммарные запасы нефти и газа на них составляют 1,577 млрд. т нефтяного эквивалента.

“Условия, которые “Роснефть” выставляет зарубежным партнерам, достаточно рискованны, – комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. – Иностранные компании берут на себя затраты на разведку, а это $1-3 млрд. В случае, если геологоразведочные работы не дадут ожидаемых результатов, “Роснефть” ничего не потеряет, а потеряют иностранцы”. Однако особого выбора, по словам Полищука, у зарубежных компаний нет – они стремятся работать в России, в особенности на шельфе, и готовы рисковать.

Что касается Японии, то эксперт ИФК “Солид” Гульназ Галиева отмечает: ключевым мотивом японцев является диверсификация (с последующим снижением цен) поставок нефти и газа в страну, ведь на данный момент до 80% потребляемой нефти поставляется туда с Ближнего Востока, где неминуемо снижение добычи.  “Госбанк международного сотрудничества Японии выразил готовность кредитовать работу японских компаний на российском шельфе, – говорит Галиева. – Это означает, что сотрудничество с “Роснефтью” является интересами не круга нефтегазовых компаний, а интересами всей страны”. “Роснефть”, по словам эксперта, получает финансовую поддержку, в которой крайне нуждается после приобретения 100% ТНК-ВР. На сегодняшний день “Роснефть” уже договорилась о совместном освоении ряда шельфовых месторождений с американской ExxonMobil, итальянской Eni, норвежской Statoil и вьетнамской Petrovietnam.

Кроме того, в начале года “Роснефть” без конкурса получила лицензии еще на 12 участков, причем 7 из них госкомпания предложила Exxon. Также в апреле “Роснефть” подписала меморандум о сотрудничестве по проектам СПГ (сжиженный природный газ), совместной разведке и разработке нефтегазовых месторождений с японской Marubeni. В частности, речь шла о том, что Marubeni примет участие в проекте завода СПГ на Дальнем Востоке, который будет реализовывать “Роснефть”.

По словам Полищука, именно СПГ является основным интересом Японии. Дело в том, что 70-80% запасов шельфа – газ. “Поставлять его по трубе в Европу экономически нецелесообразно, следовательно, основным вариантом станет сжижение, – поясняет аналитик. – А Япония на сегодняшний день – крупнейший мировой рынок СПГ, цены там выше”.

Галиева предупреждает, что к моменту пуска завода “Роснефти” на Дальнем Востоке конкуренция на японском рынке СПГ будет весьма высока. Кроме того, Япония законтрактовала около 65% поставок сжиженного газа с сахалинского завода (СПГ производится в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) “Сахалин-2”, где 50%+1 акция принадлежат “Газпрому”, 27,5%-1 акция – британско-нидерландской Royal Dutch Shell, японский Mitsui и Mitsubishi – 12,5% и 10% соответственно. Мощность сахалинского завода составляет 10 млн. т, ее планируется нарастить до 15 млн. т. СПГ с Сахалина также поставляется в страны АТР).

“Однако мы склонны полагать, что дипломатические переговоры России и Японии смогут создать все условия для новых контрактов”, – говорит Галиева. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version