Члены Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) обратились к Правительству Российской Федерации и Совету по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ с просьбой пересмотреть введенные ограничения на продление срока службы грузовых вагонов.
Правительством РФ реализуется “План мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава”, принятый по итогам заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта 18.04.2013 г. В частности, Федеральному агентству железнодорожного транспорта поручено временно согласовывать продление срока службы (ПСС) грузовых вагонов не более чем на 1 год, вплоть до принятия новых правил.
Такое ограничение процедуры ПСС может вызвать значительное снижение объемов перевозок и рост их стоимости. Продление срока службы вагона на год, по сути, эквивалентно запрету на его продление из-за экономической нецелесообразности.
При этом введение ограничений на ПСС предложено как одна из мер, направленных на повышение безопасности движения на железных дорогах в связи с участившимися случаями схода с путей и крушений из-за изломов литых деталей на вагонах. Однако большинство фактов сходов произошло на новых вагонах с новыми литыми деталями тележек, в том числе иностранного производства. Их причиной стало не афишируемое производителями низкое качество производимых вагонов и деталей, выявляемое лишь в ходе эксплуатации.
Между тем, при продлении сроков службы вагонов специализированные организации осуществляют диагностирование вагонов и выдают техническое решение на ремонт, а вагоноремонтные предприятия выполняют его в строгом соответствии с нормативными требованиями. Эффективность такого подхода подтверждается многолетним положительным опытом эксплуатации вагонов с проведенным ПСС как до полуторного, так и до удвоенного срока службы. Таким образом, существующая процедура ПСС обеспечивает необходимый уровень безопасности, а ее ограничение не приведет к требуемому эффекту.
Также ограничения ПСС могут привести к крайне негативным последствиям в обеспечении перевозок парком вагонов специализированных типов. В частности, к возникновению тотального дефицита минераловозов, аммиачных и химических цистерн, колес для тележек, имеющих высокий средний возраст. Обновление и замена данного парка затруднены из-за отсутствия у ряда вагоностроительных заводов ТУ на выпуск специализированных вагонов, закрытия производств советских времен и нерентабельности перепрофилирования существующих конвейеров. В результате, приобретение некоторых моделей вагонов либо невозможно вовсе, либо требует от химических предприятий значительных финансовых и временных затрат, не покрывающихся рентабельностью собственного производства.
Из-за неизбежного при ограничении ПСС дефицита такого подвижного состава вырастет стоимость перевозок, сократится их общий объем, возникнет угроза срыва контрактов на поставку продукции потребителям. Следует учитывать, что потребителями подобной продукции являются также стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса, остановка поставок которым недопустима.
В сегменте перевозок в универсальных вагонах (полувагонах и крытых вагонах) наблюдается профицит подвижного состава и низкие ставки его аренды благодаря мерам, предпринятым Правительством РФ по созданию реальной конкуренции на рынке предоставления вагонов. Искусственное ограничение снова приведет к ее ослаблению и росту затрат грузовладельцев. Данная негативная динамика скажется, в первую очередь, на затратах отечественных сельхозпроизводителей, отгрузка которым осуществляется преимущественно в полувагонах.
“Все эти последствия негативно отразятся на экономике предприятий по производству минеральных удобрений, многие из которых являются градообразующими”,-констатирует исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский.
В связи с этим, по мнению производителей минеральных удобрений, необходимо:
– провести дополнительный анализ проблемы ПСС с привлечением грузоотправителей;
– рассмотреть вопрос о ПСС универсальных вагонов и специализированных вагонов раздельно ;
– по универсальному подвижному составу оценить последствия с точки зрения роста транспортных затрат;
– по специализированным вагонам сохранить ранее действовавший порядок ПСС грузовых вагонов.
“Для нахождения баланса интересов всех заинтересованных сторон органам государственной власти целесообразно проводить обсуждение данного вопроса с привлечением не только вагоностроителей и операторов, но и грузовладельцев, в частности, производителей минеральных удобрений”,- считает исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский.
Российская ассоциация производителей удобрений учреждена крупнейшими российскими производителями минеральных удобрений: ОАО”Акрон”, ОАО “Воскресенские минеральные удобрения”, ЗАО “Международная калийная компания”, ОАО “Минерально-химическая компания”ЕвроХим”, ОАО “Минудобрения” (г.Россошь), ОАО”СИБУР – Минудобрения”, ОАО “Сильвинит”, ОАО”Уралкалий”, ЗАО “ФосАгро АГ” и компанией, входящей в холдинг “УРАЛХИМ” – ООО Управляющая компания “УРАЛХИМ”. Членами РАПУ также являются ОАО “Газпром нефтехим Салават”, ОАО “КуйбышевАзот”, ОАО”Менделеевсказот”, ОАО “Тольяттиазот”.
Президент РАПУ – Стрежнев Дмитрий Степанович, генеральный директор ОАО “Минерально-химическая компания “ЕвроХим”. Исполнительный директор – Игорь Калужский.
Производство минеральных удобрений занимает ведущее место среди перерабатывающих отраслей промышленности России, на его долю приходится более 20% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности в целом.
Организации-учредители Ассоциации, и предприятия, входящие в холдинги данных компаний, являются поставщиками более 90 % от всего объема внутреннего российского рынка минеральных удобрений. (trans-port.com.ua/ Химия Украины, СНГ, мира)