Химия Украины и мира

СНГ: рынок полимерных труб, 2011-2012 годы

Любой промышленный рынок не может существовать изолированно от мировой экономики. На его состояние и динамику развития оказывают влияние не только внутренние, но и множественные внешние факторы. Экономика Украины, как и всех республик бывшего Советского Союза, была построена по принципу тесной интеграции. Несмотря на 20 лет независимого развития для нашей промышленности и, естественно, рынка полимерных труб, важна взаимосвязь с аналогичными рынками ближайших соседей и партнеров. Для Украины это важно еще и потому, что наша полиэтиленовая трубная отрасль работает исключительно за счет импортного сырья. Данный материал является аналитическим обзором российских экспертов рынков полимерных труб на пространстве России, Украины, Беларуси и Казахстана. В ней показаны ситуации на этих рынках на сегодняшний день и ожидания их развития на ближайшие годы.

В минувшие годы российский рынок полиэтиленовых труб прошел через экстремальные уровни ценовых и объемных показателей. Но, как и до кризиса, отрасль продолжает показывать темпы роста значительно более высокие, чем у стран с давно сформировавшимися рынками.

Потребление полимерных труб в России на душу населения в разы ниже, чем в Европе, Северной Америке, Китае. При этом в России данная продукция должна быть более востребована в силу высокой изношенности (до 70%) сетей водоснабжения (2/3 потребляемых полиэтиленовых труб приходится на этот сектор) и низкого уровня газификации населенных пунктов, а также с учетом огромной территории, влияющей на протяженность трубопроводов. В Европе потребление полимерных труб на душу населения превышает российское почти в 3,5 раза, при этом потребление полиэтиленовых труб отличается не столь радикально – превышает лишь на треть.

Особенностью стран зоны рынков РУБК (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан) является большая доля полиэтилена в общей массе полимерных материалов, используемых для производства труб (от 50% в Украине до 85% в Казахстане), по потреблению ПЭ на душу населения отставание этих стран от стран Евросоюза и США уже не столь значительно, а в Казахстане его превышает.

Среди стран зоны РУБК по потреблению полимерных труб лидирует Казахстан – 4,2 кг/чел., из которых 86% (3,6 кг/чел.) приходится на трубы из полиэтилена, что на 1 кг больше, чем в Европе. В целом же потребление полимерных труб в Казахстане уступает европейскому более чем в 2 раза, но превышает общее потребление полимерных труб в Беларуси, России и Украине. За счет 10% роста рынка полиэтиленовых труб в 2011 г. Казахстану удалось опередить по данному показателю Беларусь, рынок которой из-за внутреннего кризиса уменьшился на 16%. Основным локомотивом роста в Республике Казахстан выступает государственная программа “Чистая вода”, на реализацию которой из бюджета страны выделяются значительные средства.

Украина занимает последнее место рейтинга, потребляя 1,5 кг/чел., что почти в 6 раз меньше, чем в странах Евросоюза. Столь сильное отставание можно объяснить тем, что рынки стран Европы и СНГ развивались по разным сценариям. В то время, как СССР демонстрировал миру мощь металлургической промышленности и потреблял стальной трубы больше, чем США, Германия и Япония вместе взятые, Европа внедряла инновационные разработки. В 30-е годы прошлого века в Германии началось производство и внедрение труб из ПВХ. Трубы из полиэтилена появились существенно позже – в 1960-е годы, когда ПВХ прочно занял свою нишу на рынке. В настоящее время почти 2/3 европейского и американского рынков полимерных труб приходится на ПВХ.

В России формирование рынка полимерных труб началось с большим отставанием от Европы, в период активного замещения труб из ПВХ более современными – полиэтиленовыми. Отчасти поэтому наиболее популярным трубным материалом на постсоветском пространстве стал полиэтилен. Однако близкие к европейским и американским объемы потребления ПЭ труб на душу населения – не показатель развитости полимерного трубного рынка: в Европе и США основная часть трубопроводов построена из полимерных материалов, тогда как в России (и в РУБК) 2/3 всех трубопроводных систем выполнены из металла, а доля полимеров пока невелика и составляет в разных сегментах от 5% (в канализации) до 50% (в газораспределении).

Эксперты предсказывают рынку ПЭ труб РУБК устойчивый рост в ближайшие 5 лет в пределах 8-13%. К 2018 г. объем потребления труб может приблизиться к 700 тыс. т/год, причем около 70% этого объема, как и сегодня, будет приходиться на Россию. Производственных мощностей по выпуску ПЭ труб для удовлетворения спроса 2018 г. хватает уже сегодня. По экспертным оценкам, общие мощности в РУБК достигают 1150 тыс. т/год и продолжают расти, опережая темпы роста рынка. То есть производственные мощности в целом по рассматриваемому региону загружены сегодня на треть, при продолжении нерационального инвестирования тенденция к снижению их загрузки сохранится. Если попытаться спрогнозировать потребление ПЭ труб на душу населения в пределах указанной территории, то к 2018 г. оно увеличится вдвое, но даже столь мощный рывок вперед не даст возможности приблизиться к лидерам отрасли.

Несмотря на быстрый рост объемов производства полимерных труб, в отрасли остается немало проблем. Главной из них является сырьевое обеспечение. Объемы внутреннего производства трубных марок ПЭ не способны удовлетворить потребности рынка, особенно в современных марках ПЭ-100, дефицит сырья покрывается импортными поставками. В общем объеме поставок РУБК сохраняется стойкая тенденция к увеличению доли импорта: в 2010 г. – 45%, в 2011 г. – 49%, прогноз на 2012 г. – 54%. В такой ситуации не все компании остаются в “легальном поле” и приобретают дорогостоящее сырье трубных марок, а используют в производстве материалы несоответствующего качества, не сертифицированные для экструзии труб – натуральные марки либо вторичное сырье. Продукция, произведенная из суррогатного сырья, не отвечает заявленным нормативам и требованиям и имеет повышенный риск аварийности. Увеличение объема рынка значительно опережает темпы ввода новых мощностей по выпуску трубных марок полиэтилена, а это может стать причиной увеличения доли контрафактной продукции. В 2011 г. доля подобных труб на рынке оценивалась в 12% (33 тыс. т), а в 2012 г. возможно ее увеличение до 14% (43 тыс. т). Действенным методом борьбы с недобросовестными производителями может стать создание системы ранжирования с присвоением определенной категории (высшей, первой, второй) предприятиям-производителям, учитываемой в дальнейшем потребителями при проведении тендеров. При присвоении категории происходит подписание производителем Декларации, обязывающей использовать только сертифицированное сырье трубных марок. Критериями оценки при присвоении категории производителю полиэтиленовых труб могут выступать следующие параметры: технологическая оснащенность; применяемая система менеджмента качества (СМК); наличие собственной лаборатории с возможностью проведения всех испытаний труб, предписанных ГОСТ; квалификация персонала. Данная мера способна обезопасить потребителя от приобретения некачественной продукции и оградить добросовестных производителей труб от недобросовестной конкуренции. В России саженаполненные трубные марки полиэтилена выпускаются тремя производителями: ОАО “Казаньоргсинтез” (ПЭ-100, ПЭ-80), ООО “Ставролен” (ПЭ-80) и ОАО “Нижнекамскнефтехим” (ПЭ-100). Их совокупные мощности позволяют выпускать до 250 тыс. т ТМПЭ в год. Но учитывая, что “Ставролен” простаивает после аварии в конце 2011 г., в 2012 г. внутреннее производство не превысит 200 тыс. т. О планах по созданию производств ПЭ-100 заявляют “Ставролен”, “СИБУР”, “Газпром нефтехим Салават” и “Роснефть”. В случае их реализации и своевременного ввода мощностей по выпуску трубных марок полиэтилена в эксплуатацию, к 2018 г. ежегодное производство ТМПЭ в России достигнет 770 тыс. т. Такой объем будет в состоянии удовлетворить потребность рынка не только России, но и всей зоны РУБК. Это позволит ликвидировать дефицит, минимизировать импорт и увеличить экспортные поставки до 130 тыс. т/год.

Вероятность такого оптимистичного сценария невелика: создание новых нефтехимических мощностей – процесс длительный и дорогостоящий, нет никакой уверенности в том, что все упомянутые проекты будут реализованы. Кроме того, российские производители ТМПЭ будут вынуждены конкурировать с набирающими силу поставщиками из Юго-Восточной Азии и Саудовской Аравии. Но даже если “все получится” – надолго ли хватит “запаса прочности” в 80 тыс. т, если ожидаемый ежегодный рост рынка составит 40-50 тыс. т? Таким образом, при всей неразвитости рынка полимерных труб зоны РУБК и объективной востребованности этого вида продукции, возможности его роста в обозримом будущем довольно ограничены. Основными ограничителями являются дефицит сырья, нарастающий избыток производственных мощностей, усугубляющий и без того жесткую конкуренцию и низкую рентабельность бизнеса, а также разгул контрафакта, дискредитирующий пока еще новые полимерные технологии.

Тем не менее, рынки полимерных труб в России, Украине, Беларуси и Казахстане продолжают расти, темпы этого роста дают некоторые основания для оптимизма. Несмотря на все объективные сложности, отрасль продолжает развиваться, отставание рынков зоны РУБК от рынков Евросоюза и Америки пусть и медленно, но сокращается. (polypipe.info/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version