Рост добычи дешевого газа в США через 2-3 года грозит украинскому химпрому потерей рынка объемом более $200 млн./год. Выровнять прибыль химпредприятия – в первую очередь Ostchem Дмитрия Фирташа – планируют за счет украинских аграриев.
Когда в конце 1970-х американский бизнесмен Арманд Хаммер строил аммиакопровод Тольятти – Горловка – Одесса, его целью были поставки аммиака в Соединенные Штаты Америки. В этой стране традиционно используют в качестве азотных удобрений не карбамид и селитру, а распыляют или вводят в грунт жидкий аммиак. На это уходит около 60% импортируемых объемов этого вещества, еще около 40% используются в производстве бытовой химии. Так что до сих пор именно США остаются лидером закупок аммиака у украинских и российских предприятий.
Если учесть, что американские фермеры применяют это удобрение все больше, участники местного рынка прогнозируют его общее потребление в стране в 2013 г. в объемах около 21,5 млн. т (в 2012 г. – 21 млн. т). Промышленность США никогда не производила достаточного количества аммиака, к тому же за последнее десятилетие в этой стране остановилась половина мощностей, а производства были преимущественно перенесены за рубеж. Так что внутреннее производство в 2013 г. составит около 13 млн. т. Этим до сих пор пользуются украинские производители, которые в 2012 г. продали за пределы страны 1,2 млн. т аммиака, из них около трети – в США. Лидером продаж является “условно государственный” Одесский припортовый завод (около 60% всего экспортируемого аммиака). Остальное приходится преимущественно на заводы Ostchem Group Дмитрия Фирташа. Небольшое количество продает также “ДнипроАзот” Игоря Коломойского. В целом средства от экспорта аммиака составили в 2012 г. 27% всей внешнеэкономической выручки украинских азотчиков – $640 млн. из $2,3 млрд.
Но, как оказалось, “сланцевая революция”, продолжающаяся в США, может навредить не только “Газпрому”.
Низкая стоимость метана на американском рынке (около $120/1000 куб. м против $300-400 в Европе и $400-450 в Украине), сохраняющаяся благодаря избытку добываемого в последние годы сланцевого газа, стимулирует многих промышленников возвращать энергоемкие производства в страну. Аналитики несколько лет говорят о возрождении так называемого «ржавого пояса» США – заводов на Среднем Западе, остановленных в конце прошлого века. Одними из первых решили вернуться производители азотных удобрений, для которых природный газ – не только топливо, но и сырье. Например, Potash Corporation of Saskatchewan расширяет аммиачный завод в Огайо на 88 тыс. т аммиака в год. Проект планируется закончить в начале 2015 г. – это будет одна из введенных в эксплуатацию новых мощностей. Другие проекты более масштабны. Крупный американский игрок азотного рынка CF Industries в 2012 г. начал строить 2 завода в Луизиане и Айове суммарной мощностью 2 млн. т аммиака в год. Также в Огайо реализуется проект египетской Orascom. Кроме того, в 2013 г. основана компания Project Cronus, которая ищет $1,2 млрд. для реализации крупного азотного завода. При этом даже в случае подорожания газа местный аммиак останется довольно дешевым – сейчас многие заводы договариваются с газовыми компаниями о фиксированной цене на длительное время.
“Безусловно, данный фактор может значительно сократить объемы поставок отечественного продукта на мировой рынок. Однако необходимо понимать, что на данном этапе “сланцевая программа” не способна оказать значительного влияния на спрос на отечественный продукт среди американских потребителей. Первое из новых предприятий по выпуску аммиака в США будет введено в эксплуатацию не ранее 2015 г. До того времени какие-либо значительные изменения на рынке маловероятны”, – считает Дмитрий Худзик, аналитик компании “Маркер”, специализирующейся на консалтинге агрохимического сектора СНГ.
Данная тенденция могла бы повлиять на привлекательность Одесского припортового завода, приватизация которого намечена на 2013 г. Однако руководитель департамента химической промышленности “Держзовнишинформа” Дмитрий Гордейчук напоминает, что цена этого объекта будет определяться кулуарно, конъюнктура при этом не будет определяющим фактором.
Итак, вскоре украинским производителям придется искать новые рынки сбыта для аммиака. Либо начинать строить мощности по его переработке в более технологичные продукты – карбамид, аммиачную селитру, КАС и т. п. “Все мировые производители балансируют между производством аммиака и гранулированных удобрений. Украинским заводам тоже нужно выбирать более прибыльный продукт”, – отмечает Дмитрий Гордейчук.
В Ostchem Group рассказали, что крупными потребителями отечественного аммиака являются не только США, но и страны Северной Африки, в частности Марокко, а также европейские государства. Мировой спрос на удобрения растет. “По нашим оценкам, спрос на удобрения к 2017 г. увеличится почти вдвое. Поэтому Ostchem будет и дальше наращивать производство аммиака и его производных – различных видов удобрений”, – заявила пресс-секретарь Ostchem Наталия Иванченко.
В Украине, к тому же, набирает силу популярность прямого внесения аммиака в почву – крупные агрокомпании оценили американский подход. Но наибольший прирост – по рынку КАС. За 2012 г. его потребление в Украине повысилось более чем на 50% и продолжает расти, констатирует Дмитрий Худзик. Также продолжается рост емкости рынка карбамида. “Данный продукт является достаточно популярным в Украине, особенно на фоне дефицита селитры в период максимального потребления азотных удобрений. За январь-март 2013 г. емкость отечественного рынка карбамида превысила прошлогодние показатели за аналогичный период в 2 раза”, – говорит эксперт.
Впрочем, рост отечественного рынка на протяжении многих лет сдерживает отсутствие денег у агропроизводителей. Дмитрий Гордейчук советует Ostchem приложить все усилия для того, чтобы обеспечить крестьян дешевыми и доступными кредитами. Однако в компании заявляют иное: “Заявок у нас очень много. Это позволяет работать только с платежеспособными агропроизводителями”. Вместо кредитов украинские заводы делают упор на сервис. “Фермеру нужен ряд услуг. Для хранения удобрений у нас есть сеть “УкрАгроНПК” по всей стране, у конкурентов этого нет. Мы начали предоставлять услуги по внесению удобрений в землю, например, распыление аммиака по полям. Предоставляем услуги консалтинга в области внесения удобрений, ведь нужно брать пробы земли, чтобы знать, сколько и каких удобрений вносить. У нас есть порт “Ника-Тера”, мы помогаем фермерам экспортировать продукцию”, – уверяют в Ostchem. Кроме того, компания старается продавать не только азотные, но и комплексные удобрения, средства защиты растений, а также горюче-смазочные материалы. “Таким образом, мы вытесняем импортеров за счет комплексного обслуживания и клиентоориентированной маркетинговой стратегии”, – говорит представитель Ostchem.
Правда, во многих случаях выбор украинского производителя обусловлен лишь отсутствием в регионе других поставщиков. “Мне не с чем сравнивать, я беру преимущественно КАС из Черкасс (черкасский “Азот”, принадлежащий Дмитрию Фирташу)”, – говорит основатель фермерского предприятия “Драгми” Михаил Драганчук. Теоретически “Драгми” могло бы покупать удобрения дешевле, если бы у нас не действовали запретительные пошлины на импорт из России. Которые, кстати, активно лоббирует владелец Osthem. “Это будет неправильно, если отменят ограничения на импорт российских минеральных удобрений. Если пошлины отменят, тогда это будет нечестная конкуренция, конкуренция вне игры. Получается, вы пришли на поединок с боксерскими перчатками, а кто-то с кувалдой. Цена газа у одних $100, а у других – $400 с лишним”, – заявил Дмитрий Фирташ в конце мая.
Крупные агропредприятия отказываются официально комментировать работу Ostchem на внутреннем рынке, ссылаясь на корпоративную этику. Однако неофициально рассказывают, что в 2013 г. за селитрой – самым популярным в Украине удобрением – были большие очереди, купить ее было сложно, часто приходилось брать вместо нее карбамид – главный экспортный товар. А цены на него – как на мировых рынках, так что его не всегда можно себе позволить столько, сколько требуется. (Инвестгазета/Химия Украины, СНГ, мира)