Химия Украины и мира

Европа: многие нефтеперерерабатывающие заводы находятся на грани остановки

Многие европейские НПЗ если еще не остановились, то находятся на грани остановки. Например, в апреле 2013 г. собственник “ЛУКойла” Вагит Алекперов заявил, что больше невыгодно перерабатывать нефть на принадлежащем ему комбинате ISAB, расположенном на Сицилии. Надо либо сокращать мощности и увольнять сотрудников, либо модернизировать предприятие, если местный бюджет хочет в этом поучаствовать. Причина – обилие импортного топлива отличного качества, из-за которого в Италии спрос на собственный бензин упал до минимального значения почти за 10 лет.

Далекие от моря НПЗ в Чехии и Восточной Германии столкнулись с другими проблемами – им перекрыли поставки сырья по нефтепроводу “Дружба”. Российские нефтяные компании решили, что теперь им выгоднее качать нефть в порты Балтийского моря. Оставшись без работы, чешские НПЗ “Кралупы” и “Литвинов”, а также немецкий НПЗ Miro попытались увеличить закупки нефти через Италию по трансальпийскому нефтепроводу, но мощностей этой трубы не хватает для полноценной работы. Здесь мог бы помочь проект транспортировки азербайджанской нефти по маршруту Одесса – Броды – Кралупы (к нему готовы и украинская, и чешская стороны). Но пока этот проект блокируется словацким оператором нефтепроводов Transpetrol, который частично принадлежит россиянам.

В целом с 2008 г. в Европе закрылись 16 нефтеперерабатывающих заводов – мощности по переработке нефти сократились на 10%. До 2020 г. этот показатель уменьшится еще на 10% – многие экспортеры нефти сейчас строят НПЗ недалеко от скважин. Только в Саудовской Аравии возводятся 3 мощнейших современных перерабатывающих завода – один в Персидском заливе и два на Красном море. Первый из них будет пущен в 2013 г., а совместные мощности страны к 2017 г. смогут полностью закрыть спрос таких рынков, как Испания или Италия. Не стоят в стороне и другие добытчики. Азербайджанская госкомпания SOCAR намерена перерабатывать свою нефть в Турции – в Алиаге на Эгейском побережье строится НПЗ Star стоимостью EUR5,1 млрд. Заработает этот объект к 2017 г.

Россия “давит” на европейские рынки и без реконструкции своих НПЗ. Дело в том, что в РФ в 2012 г. существенно сократился внутренний рынок нефтепродуктов – в стране продолжается рецессия. В результате весь избыток дизтоплива ушел на экспорт, на европейских рынках ДТ в опте подешевело за год с $946/т до $865,75/т, а прибыль европейских нефтеперерабатывающих заводов уменьшилась с $17,1 до $14,8 на барреле. Наращивает экспорт в Европу и белорусский завод “Нафтан”. Российская нефтепереработка долгое время была одной из самых отсталых: за рубеж продавалась преимущественно сырая нефть, а для внутреннего рынка хватало и некачественного бензина. Теперь правительство обязало нефтяные компании заняться модернизацией: с 2013 г. в России запрещена продажа топлива стандарта Евро-2. Евро-3 останется “в законе” до конца 2014 г., Евро-4 – до конца 2015 г. “Роснефть”, “ЛУКойл” и “Газпром-нефть” намерены вложить в модернизацию суммарно около $60 млрд. Реконструкция большинства НПЗ предусматривает повышение не только качества, но и глубины переработки, а значит – выхода светлых нефтепродуктов.

Украинские эксперты сомневаются в своевременном выполнении этих планов. “Ситуация там не очень способствует инвестициям. Поэтому большинство нефтяников надеется на очередное продление сроков действия старых стандартов”, – комментирует Геннадий Рябцев, заместитель руководителя НТЦ “Психея”. Но рано или поздно волна топлива – арабского, российского и прочего – захлестнет Европу.

На украинском топливном рынке наиболее пагубными для нефтеперерабатывающих заводов оказались демпинг группы “Приват” (Днепропетровск), засилье белорусского и особенно контрабандного топлива. Поэтому с 2005 г. в стране закрылись практически все НПЗ, кроме “Укртатнафты”, принадлежащей днепропетровской группе. Последним сдался в 2012 г. Лисичанский НПЗ: ТНК-ВР объявила о возможной продаже завода и занялась более прибыльным делом – импортом топлива, преимущественно из Беларуси. Так же как и “ЛУКойл”, остановивший Одесский НПЗ еще раньше из-за сырьевой блокады со стороны “Привата”, который, контролируя госоператора трубопроводов “Укртранснафту”, остановил прокачку российской нефти по Приднепровским трубопроводам, переведя их в реверсный режим работы. Официально заводы останавливались на реконструкцию, однако на протяжении многих лет в них не вкладывалось ни копейки. Например, руководитель дольше всех простаивающего Херсонского НПЗ Владимир Семеген сказал практически то же, что и 2 года назад: “Сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами о реконструкции завода. Если они будут продолжаться в том же направлении, что и сейчас, то к концу лета они, возможно, дадут более или менее конкретный результат”. Это предприятие было наиболее отсталым на момент остановки, приблизительно в таком же состоянии были НПК “Галичина” и “Нефтехимик Прикарпатья”.

По оценкам Рябцева, минимальная стоимость реконструкции Лисичанского НПЗ до того состояния, при котором переработка станет рентабельной даже при условии уплаты всех налогов, составляет $500 млн., а сам процесс займет не менее 4 лет. Приблизительно такие же суммы нужны Одесскому НПЗ, а устаревшим заводам – намного больше, поскольку их пришлось бы строить практически с нуля. Но инвестировать никто не решается. У собственников НПЗ нет уверенности в том, как быстро окупятся вложения, не “задавят” ли до того времени зарубежные конкуренты, опередившие отечественные НПЗ в развитии, и, главное, сколько будет на рынке контрабанды и фальсификата. Некоторое время производители пытались лоббировать введение антидемпинговых пошлин на импорт нефтепродуктов, но правительство не может решиться на такой шаг, поскольку это существенно повысит цену бензина, значит, усилит недовольство электората.

“Укртатнафту” пока спасают только специфические схемы работы. Большое преимущество этого предприятия – возможность получать 2,5 млн. т дешевой нефти от полугосударственной, но контролируемой “Приватом” “Укрнафты”. Однако этих объемов мало – заводу невыгодно работать с небольшой загрузкой. Некоторое время удавалось разбавлять украинскую нефть азербайджанской, поставляемой с моря по Приднепровским трубопроводам. Вскоре это стало невыгодным и предприятие придумало новую схему для выживания. “Укртранснафта” закупает азербайджанскую нефть и поставляет ее для давальческой переработки в Кременчуг. В прессе неоднократно называли цену такой переработки завышенной и объясняли ее тем, что “Укртранснафту” возглавляет лояльный к группе менеджмент.

Группа “Приват” является своеобразной константой топливного рынка, владея приблизительно половиной заправок страны и продавая достаточно дешевую продукцию. Но теперь ей может составить конкуренцию группа ВЕТЭК Сергея Курченко. Участники рынка не уверены, действительно ли эта компания собирается пустить купленный в начале года Одесский НПЗ или будет использовать завод для прикрытия, продавая под видом отечественных продуктов импортные. “Без модернизации их может спасти только уклонение от налогов”, – говорит Геннадий Рябцев.

В ВЕТЭК довольно расплывчато объяснили, за счет чего компания планирует получать прибыль: “Наличие морского соединения – это выгодное преимущество данного завода. Трубопроводное соединение ограничивает предприятие в выборе поставщика сырья. В случае с Одесским НПЗ, если на заводе правильно применить наши трейдерские навыки, предприятие получит список поставщиков, которые могут прийти на ОНПЗ морем”. В компании утверждают, что в сырьевой корзине ОНПЗ появятся не только Urals, но и, например, легкая азербайджанская нефть, с учетом которой завод будет проводить модернизацию.

Группа заявляет и об интересе к покупке Лисичанского НПЗ, который не успела продать Д. Фирташу в 2012 г. ТНК-ВР: сделку остановил ее новый собственник – компания “Роснефть”. “На данный момент на Лисичанском НПЗ проходит технический аудит. Компания изучает возможные варианты дальнейшей работы завода”, – рассказала специалист по связям с общественностью ТНК-ВР в Украине Олеся Гончар. Руководитель “Роснефти” Игорь Сечин пытается убедить Владимира Путина предоставить льготы для поставок нефти на это предприятие, однако пока переговоры не увенчались успехом.

Каким образом в ВЕТЭК надеются вывести на рентабельность Лисичанский НПЗ – в группе не комментируют. Один из озвученных ранее вариантов – создание на базе завода СП между “Роснефтью” и ВЕТЭК, в котором первый участник обеспечил бы поставки сырья, второй – комфортные условия работы. Это значит, что когда в Европе у НПЗ нулевая рентабельность, он останавливается, а когда такая ситуация складывается в Украине – возможны варианты. (Инвестгазета/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version