Химия Украины и мира

Украина: ЧАО «Росава» – история успеха

Испанские автомобильные супермаркеты Aurgi в декабре 2012 г. сняли с продажи дешевые модели шин Continental. Вместо них в магазинах появились более бюджетные покрышки украинской “Росавы”. По соглашению с Aurgi (контракт заключен на 3 года), к 2015 г. белоцерковский производитель должен довести продажи в Испании до 750000 шин/год. Две трети продукции “Росавы” идет на экспорт. Ее шины можно приобрести в 55 странах. Еще 5 лет назад география продаж “Росавы” была скромнее: рынки стран СНГ и Восточной Европы. Более 25% всех поставок приходилось на одного клиента. История успеха? Скорее – борьба за существование.

Построенный в 1972 г. и оснащенный оборудованием итальянской фирмы Pirelli, Белоцерковский шинный завод был одной из составляющих курса на автомобилизацию населения. К тому времени в Союзе на полную мощность работал Волжский автомобильный – тоже с итальянской “начинкой” (технический проект и оборудование подготовил Fiat). Белоцерковское предприятие вошло в число ключевых поставщиков шин для производителя “Жигулей”. Позже завод дважды сменил название: сначала на “Белоцерковшину”, потом на “Росаву”. Предприятие работало по бартерным схемам, при этом накапливались долги перед поставщиками энергоносителей и бюджетом. В 1998 г. контроль над “Росавой” получил предприниматель Судхир Гупта. Он решил сфокусироваться на шинном бизнесе и в 1999 г. его компания “Амтел” приобрела заводы в Кирове и Воронеже. “Время, когда “Росава” была под управлением “Амтела”, можно назвать ее ренессансом”, – убежден Гупта. По его словам, завод работал на полную мощность, выпуская почти 6 млн. шин/год. В 2003 г. на смену “Ренессансу” пришло новое время. Гупта продал свою долю в производителе шин харьковчанину Александру Ярославскому. Через 2 года тот переуступил ее Константину Жеваго. К тому моменту бизнесмен Жеваго взял под контроль двух поставщиков и одного клиента предприятия – Стахановский завод технического углерода, Белоцерковскую ТЭЦ и АвтоКрАЗ. Покупка “Росавы” позволяла выстроить вертикально интегрированный шинный холдинг и в течение 4 лет вывести его на биржу. О таких планах гендиректор завода Роман Науменко заявил в 2006 г.

Жеваго принял компанию убыточной. Последний раз “Росава” показывала чистую прибыль в 2003 г. Одна из причин убыточности – низкая рентабельность продаж. Своему основному клиенту – АвтоВАЗу – “Росава” поставляла шины со скромной наценкой. “Это плата за сотрудничество с постоянным и крупным покупателем, – объясняет Науменко. – Цену приходилось снижать до уровня, обеспечивавшего минимальную прибыль”. Чтобы нарастить капитализацию “Росавы”, Жеваго решил раскошелиться на модернизацию. С 2005 г. принадлежащий ему банк Финансы и Кредит выделил на инвестпрограмму предприятия $30 млн. Это еще одна из причин, почему “Росава” находится в минусе. “За кредиты приходится рассчитываться”, – констатирует директор по экономике и финансам “Росавы” Сергей Колесник. Хозяина “Росавы” и ее менеджеров хроническая убыточность предприятия не расстраивает. “Убыток, фиксируемый по бухучету на конкретную дату, не дает представления об истинных финансовых результатах, – убежден Науменко. – У компании положительная EBITDA, этого почти всегда было достаточно для того, чтобы обеспечить текущую деятельность и вовремя рассчитаться с кредиторами”.

Самым тяжелым для компании оказался 2008 г., когда она получила чистый убыток свыше 400 млн. грн. при выручке чуть более 1 млрд. Весной произошла ревальвация, в результате чего гривна укрепилась с 5,05 до 4,85 за доллар. Это свело на нет все заработки “Росавы” от ВАЗа. Российский автопроизводитель балансировал на грани банкротства и задолжал украинскому поставщику за 2 месяца. “И просвета в решении этого вопроса не было видно”, – вспоминает заместитель гендиректора “Росавы” Павел Пуськов, отвечающий в компании за экспорт.

Первое, что сделал новый гендиректор Роман Рыбачук, сменивший ушедшего в августе 2008 г. Науменко, – разорвал контракт с АвтоВАЗом, положив конец 36-летнему сотрудничеству. “Раньше за этого клиента держались и из соображений престижа, так как можно было козырнуть тем, что компания является поставщиком автогиганта”, – объясняет Рыбачук. Но в 2008 г. судьба АвтоВАЗа повисла на волоске: завод был спасен только благодаря финансовой поддержке российского правительства. Новой команде менеджеров “Росавы” недолго пришлось ломать голову над тем, как закрыть брешь, образовавшуюся после прекращения сотрудничества с АвтоВАЗом. В октябре 2008 г. курс доллара по отношению к гривне вырос более чем на 60%, что сулило дополнительную выгоду от экспорта.

Весной 2009 г. компания утвердила новую стратегию, которая предполагала активное освоение внешних рынков. Чтобы привлечь клиентов, “Росава” начала участвовать в международных выставках. Это сразу принесло плоды. После выставки в Эссене (Германия) в 2009 г. компания заключила off-take-соглашение с международным торговцем шинами SYRON Tires. Такие заказы предполагают производство шин под брэндами заказчика по его технологии. У “Росавы” был опыт участия в подобных проектах, правда, небогатый: в 2002-2003 гг. белоцерковский завод производил шины для финской Nokian и японской Bridgestone. “Для нас off-take выгоден тем, что, с одной стороны, на рынке отсутствует прямая конкуренция с нашей торговой маркой, с другой – все проблемы с реализацией берет на себя заказчик, – объясняет Колесник. – Наше дело – обеспечить производство”. SYRON Tires работает с “Росавой” до сих пор. На аналогичных условиях фирма сотрудничает с шинными заводами в Китае и Индонезии. В чем преимущество “Росавы”? “Если требуются дополнительные партии шин, “Росава” предоставляет их быстрее”, – утверждает менеджер дирекции продаж и маркетинга SYRON Tires Людмила Мюллер. Такая расторопность объясняется не только близостью к Европе. Если торговым партнерам срочно понадобится дополнительная партия шин определенных параметров, на “Росаве” готовы для этого перенастроить одну из производственных линий. На заводе эту операцию называют переходом. “При необходимости мы мобильно перенастраиваем производственные линии чаще допустимого, чтобы обеспечить заявленный заказ партнеров в срок”, – рассказывает В. Татусь, назначенный гендиректором “Росавы” весной 2012 г.

“Со второй половины 2009 г. мы стали получать валюту, – рассказывает Рыбачук. – Это позволило нам выстоять”. В 2010 г. компания начала экспортировать шины под собственными брэндами – Rosava и Premiorri (низкий и средний ценовой сегмент). По данным Пуськова, с 2009 г. по 2012 г. продажи “Росавы” на внешних рынках в физическом объеме увеличились в 2 раза. В качестве рынков сбыта были выбраны страны с низким и средним душевым доходом – те, где наибольшим спросом пользуются недорогие машины и где, в отличие от рынков развитых стран, в обозримом будущем автопарк будет расти внушительными темпами. “Стратегической целью является выход продукции “Росавы” на рынки Южной, Центральной и Восточной Европы, а также Южной и Северной Америки и Юго-Восточной Азии”, – сообщает Жеваго.

Один из ключевых рынков для компании – Бразилия. “Росава” начала поставлять туда шины в 2010 г. под брэндом Premiorri. Они пошли «на ура». “Размерный ряд “Росавы” соответствует спросу на нашем рынке, – отмечает основатель дилерской компании Mauer Pneus Рони Мауэр. – Да и дороги у нас с вами похожие”. Всего за полгода продаж бразильский рынок вышел на первое место (сейчас – второе после России) в структуре экспорта “Росавы”. “Кроме нового брэнда сработал и тот фактор, что в 2007-2008гг. в Бразилии был пик продаж автомобилей, – объясняет Пуськов. – В 2010 г. настало время менять покрышки на машинах, купленных 2-3 года назад”.

“Росава” предлагает хорошее качество за умеренные деньги, – говорит управляющий директор испанского дилера Novotrade Iberica Карлос Эскуивиас. – Кроме того, как показывает опыт, их шины долго служат в разных климатических условиях”. Novotrade продает шины “Росавы” в Испании, Португалии, Алжире, Конго, а в 2013 г. планирует наладить их реализацию в Парагвае, Колумбии и Панаме. В Перу, Боливии, Чили и Аргентине “Росава” будет искать клиентов самостоятельно, для чего обзаведется собственным офисом в Лиме.

Еще один рынок, которым интересуется производитель, – китайский. “Росава” провела его анализ, информацией помогла одна из компаний Жеваго, имеющая в Китае свой офис (какая именно, в “Росаве” не сообщают). “Сейчас мы изучаем, какие провинции самые перспективные для сбыта”, – говорит Пуськов. Как “Росава” планирует выдерживать конкуренцию с большим количеством мощных местных игроков на их же поле? Менеджеры компании объясняют, что китайские шины продаются дешево только за рубежом, так как правительство субсидирует их экспорт. В Китае же вполне можно конкурировать по цене с локальными производителями. По данным “Росавы”, в китайской рознице одна шина стоит около $80 (в Бразилии – $100), тогда как в Украине – $60. Несмотря на логистические затраты, экспорт за три моря имеет смысл. Если в докризисном 2007 г. выручка компании возросла на 15%, то в 2011 г. – на 30%. Впрочем, в 2012 г. оборот “Росавы” сократился примерно на 20%. Как ни парадоксально, это еще одно подтверждение правильности ориентации на экспорт. “Отечественный рынок шин просел примерно на 15%, – объясняет Пуськов. – Ориентировочно на столько же упали наши продажи в Украине. В 2009 г. количество реализованных в стране автомобилей снизилось приблизительно в 5 раз, что аукнулось резким падением спроса на покрышки в 2012 г.”.

На внешних рынках “Росава” сохраняет положительную динамику. По словам Пуськова, в 2012 г. компания нарастила экспорт примерно на 15%.

Освоившись в странах третьего мира, украинский производитель покрышек планирует в ближайшие годы перейти в более высокий класс. Модернизация должна закончиться в 2014 г. К этому времени “Росава” собирается пройти сертификацию по стандарту ISO/TS. “Это даст возможность компании стать одним из поставщиков для европейских автосборочных концернов”, – делится планами Пуськов. (Forbes-Украина/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version