В начале июня правительство США на 5 лет продлило защитную пошлину на импорт украинской селитры. Отечественные производители минудобрений сосредоточили усилия на том, чтобы подобным образом защитить внутренний рынок от российских поставок.
Антидемпинговая пошлина на импорт аммиачной селитры (нитрата аммония, мочевины) в США была введена в 2000 г. Позже эта мера несколько раз пересматривалась Комиссией по международной торговле США (USITC), но результат всегда был один и тот же – санкцию продлевали. Сейчас размер пошлины составляет 156% от таможенной стоимости и будет таковым на протяжении ближайших 5 лет. При таком высоком заградительном барьере экспортировать селитру за океан не имеет смысла. Но украинские химики и сами утратили интерес к подобным трансатлантическим операциям. Во-первых, в 2012 г. для селитры из Украины открылся рынок ЕС, вполне компенсирующий потери в Штатах. Во-вторых, на американском рынке сейчас хорошо идет отечественный аммиак, который хоть и ограничивается квотами, но пошлинами не облагается.
В Евросоюзе пошлины на нитрат аммония происхождением из Украины упали 18 июня 2012 г. В Брюсселе не продолжили действие ограничений, существовавших с 1996 г. Для украинской химиндустрии опять открылся вход на крупнейший в мире рынок сбыта аммиачной селитры (20% от планетарного потребления). Причем национальные производители могут претендовать здесь на долю емкостью EUR100-200 млн./год. Для сравнения: общая стоимость поставок украинской селитры на рынок США в 2000г. (последнем беспошлинном) составляла чуть больше $20 млн. Кроме того, европейский рынок удобнее и в плане географического положения, и в плане маркетинговых возможностей холдинга Ostchem Дмитрия Фирташа – основного украинского экспортера азотных удобрений.
С другой стороны, спрос на украинский аммиак в США с лихвой возместил химикам отказ от закупок у них селитры. За последние 2 года Штаты уверенно вышли на первое место по объемам закупок аммиака в Украине, обойдя и Турцию, лидировавшую в течение многих лет, и других зарубежных клиентов. В 2012 г. около трети экспортированного из Украины аммиака приобрели американские покупатели – 383 тыс. т из 1,2 млн. т отправленных за рубеж. Правда, наиболее преуспел в этих операциях пока еще государственный Одесский припортовый завод, но и заводы Фирташа (прежде всего, горловский “Стирол”) внесли свою лепту в заокеанский аммиачный бум. Активный спрос на данный продукт в США получил дополнительный стимул. Американские покупатели аммиака теперь не только перерабатывают его на месте в более сложные удобрения, но и применяют все более распространяющуюся технологию прямого внесения этого химиката в почву.
В 2012 г. доходы от экспорта аммиака из Украины превысили $500 млн. Больше за последнее десятилетие было только в 2008 г., да и то не намного. В общей корзине экспортных заработков украинской химиндустрии аммиак уступает только карбамиду, но методично сокращает разрыв. В I квартале 2013 г. отгрузки аммиака за океан почти вдвое превысили показатели за аналогичный период 2012 г. При сохранении таких темпов текущий год имеет все шансы стать рекордным для страны и по валу, и по доходности аммиачного экспорта.
Поскольку аммиак уже пристроен, теперь можно тщательнее позаботиться о селитре. Улучшившаяся конъюнктура в Евросоюзе после упразднения пошлин – это плюс. Но в селитровом секторе более важную роль играет внутренний рынок. Отечественные аграрии охотнее покупают дешевую селитру, чем дорогой, но плотнее насыщенный азотом карбамид. По данным компании “Маркер Групп”, в структуре потребления азотных удобрений в Украине порядка 66% приходится на селитру, 34% – на остальную номенклатуру. Производство нитрата аммония в 2012 г. превысило 2,5 млн. т, но и внутренний спрос перевалил за 2 млн. т. Делиться этим двухмиллионным пайком украинские азотчики ни с кем не желают. Тем более сейчас, когда Дмитрий Фирташ собрал всех их под одной крышей. Все 4 производителя селитры в стране (“Стирол”, черкасский и северодонецкий “Азоты”, “Ривнеазот”) входят в холдинг Ostchem и придерживаются единой маркетинговой стратегии. И конкурентов они выживают сообща.
Сейчас наиболее опасными конкурентами для группы Фирташа как в Украине, так и в Европе являются россияне с их дешевым газом. Впрочем, дешевый газ уже не раз оказал медвежью услугу российским химикам. В ЕС их обвинили в демпинге почти сразу после развала СССР. Намного позже антидемпинговый забор на восточной границе возвела и Украина. Это случилось в 2008 г., когда Дмитрий Фирташ еще не был владельцем азотных активов, а занимался преимущественной защитой своего газового бизнеса от атак Юлии Тимошенко. Но в июне 2008 г. возглавляемое Тимошенко правительство приняло решение на 5 лет обложить антидемпинговой пошлиной в 11,91% от таможенной стоимости продукцию всех российских поставщиков селитры в Украину, кроме ОАО “Дорогобуж” и холдинга “Еврохим”. Для первого из них размер пошлин составил 9,76%, а второй отсудил право на нулевую пошлину. Таким образом, защитная мера возымела половинчатый эффект. В 2008 г. приток аммиачной селитры из РФ сократился, но за 2 следующих года он вернулся на допошлинный уровень. Первую скрипку в этом импорте стала играть продукция “Еврохима”. Сегодня этот холдинг занимает доминирующую позицию среди иностранных продавцов селитры в Украине. В 2012 г. через свою дочернюю структуру “Агроцентр Еврохим Украина” он продал 136 тыс. т нитрата аммония. Это 6-7% от общенационального потребления, но около 70% от всего его импорта.
В июне 2013 г. срок ранее установленной пошлины стал подбегать к концу. 28 июня могло стать их последним днем. Но не станет. Как и следовало ожидать, комбинаты из Ostchem-пула дружно обратились в Кабмин с просьбой не снимать с рынка антидемпинговую защиту. Министерство экономического развития и торговли в ситуацию вникло и решило рассмотреть дело пристальнее. А до объявления окончательного решения МЭРТ текущие пошлины остаются в силе. По крайней мере, до конца лета. Чтобы взвесить и оценить аргументы отечественных азотчиков Министерству может понадобиться 2-3 месяца. Однако самый волнующий вопрос не в том, будет ли продолжено действие защитных санкций. Будет, если Украина не станет членом Таможенного союза. Сложнее угадать другое – будет ли МЭРТ пересматривать ставки пошлин, установленные в 2008 г.? В российском “Еврохиме” убеждены, что речь может идти только о пролонгации существующих пошлин. Тогда “Еврохима” с его нулевой ставкой это не касается. В любом ином случае необходимо проводить новое антидемпинговое расследование. Эксперт Дмитрий Гордейчук из компании “Инфоиндустрия” прогнозирует, что изменение ставок произойдет, хотя не будет значительным. Украинские производители селитры считают, что факт демпинга со стороны российских коллег виден невооруженным глазом, тут и доказывать нечего: в РФ производители азотных удобрений получают газ по дотированной цене, которая практически в 4 раза ниже, чем в Украине. Вот и вся маркетинговая хитрость. Косвенным подтверждением их правоты стало недавнее решение Евросоюза обложить антидемпинговыми пошлинами продукцию “Еврохима” на своей территории. Их размер установлен на уровне EUR32,5/т, что при нынешних ценах на рынке составляет свыше 10% стоимости. Фактически изгнание из Европы “Еврохима” стало приятным бонусом для Дмитрия Фирташа в дополнение к снятию санкций против украинской селитры. Во второй половине 2012 г. он оперативно наладил поставки в Польшу, Болгарию, Литву, Венгрию. Ostchem стремится вытеснить закадычного соперника и из Украины. Тем более, что после весеннего всплеска закупок удобрений летом на внутреннем рынке ожидается затишье и ослабление спроса. Чтобы не создавать профицита и поводов для снижения цен, “Стирол” и “Азот” (Черкассы) пошли на некоторое замедление темпов производства. Одним словом, “Еврохим” Фирташу в Украине ни к чему.
Хотя защитные меры в торговле против России очень быстро могут аукнуться политическими осложнениями. Например, в июле комиссия ЕС должна рассматривать вопрос о прекращении/продлении срока пошлин на импорт селитры, производимой рядом других российских химкомбинатов. Российское правительство уже отослало торговому комиссару Евросоюза Карлу де Гюхту превентивное письмо, где подчеркивается, что антидемпинговые меры относительно нитрата аммония серьезно мешают развитию двусторонней торговли. Не исключено, что подобное письмо получил и Николай Азаров. А если оно не подействует, то Москва, как всегда, обнаружит какую-то пакость в украинском сыре, конфетах или вагонных тележках. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)