В морском торговом порту Усть-Луга состоялась церемония загрузки судна-газовоза сжиженным углеводородным газом (СУГ) на новом комплексе «СИБУРа» по перевалке СУГ и светлых нефтепродуктов. По предварительным оценкам, инвестиции в проект строительства терминала составили около 25 млрд. руб. В мероприятии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов, председатель совета директоров ОАО “СИБУР Холдинг”, председатель правления ОАО “НОВАТЭК” Леонид Михельсон, генеральный директор «СИБУРа» Дмитрий Конов и другие официальные лица.
Комплекс «СИБУРа» в Усть-Луге становится крупнейшим в странах СНГ и первым на Северо-Западе России терминалом по перегрузке сжиженных углеводородных газов. Грузооборот комплекса позволяет ежегодно переваливать до 1,5 млн. т СУГ и до 2,5 млн. т светлых нефтепродуктов. Одной из уникальных особенностей терминала является наличие изотермического парка хранения СУГ. Это позволяет осуществлять приемку практически всех типов современных судов, в том числе судов-рефрижераторов. За счет захолаживания транспортировка сжиженных газов может осуществляться большими партиями, поскольку грузовместимость газовоза-рефрижератора для СУГ в охлажденном состоянии сопоставима с грузовместимостью до 10 обычных газовозов напорного типа. Одним из преимуществ терминала является также круглогодичная навигация, в том числе в ледовый период.
Функциональные возможности комплекса обеспечивают перевалку до 1,1 млн. т СУГ в год в охлажденном виде и до 0,4 млн. т СУГ под давлением. Общая вместимость резервуарного парка изотермического хранения СУГ составляет 40 тыс. куб. м, хранения СУГ под давлением – 10 тыс. куб. м. Мощности по перевалке светлых нефтепродуктов с резервуарным парком хранения объемом 100 тыс. куб. м создают дополнительную возможность по экспорту для российских нефтегазовых компаний. Погрузка продукции на транспортные суда на терминале происходит с максимально возможной скоростью, с которой работают аналогичные терминалы в мире. Так, на загрузку газовоза грузовместимостью до 40 тыс. куб. м требуется не более суток, а на наполнение танкера грузовместимостью до 52 тыс. куб. м – не более 36 часов.
Терминал имеет выгодное географическое положение с выходом на рынки Северо-Западной Европы. В настоящее время традиционными направлениями экспорта российских объемов СУГ в Европу являются сухопутные поставки, зарубежные порты Черного моря и Балтики. Таким образом, терминал в Усть-Луге создает российскую инфраструктуру по морской перевалке, снижая зависимость от портов зарубежных стран. Появление нового комплекса на территории России позволяет «СИБУРу» сокращать транспортные издержки, направляя существующие экспортные потоки по более эффективному маршруту. Комплекс в Усть-Луге позволяет также повысить экономическую привлекательность проектов по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), продуктами переработки которого являются, в частности, СУГ и светлые нефтепродукты.
«СИБУР» является уникальной вертикально интегрированной газоперерабатывающей и нефтехимической компанией. Владеет и управляет крупнейшим газоперерабатывающим бизнесом в России по объемам переработки попутного нефтяного газа и является лидером нефтехимической отрасли страны. Реализация проектов по увеличению объемов переработки ПНГ в России приводит к росту производимых из него сжиженных углеводородных газов (СУГ). Стратегический ориентир «СИБУРа» – переработка этого газохимического сырья на территории России в конечные крупнотоннажные полимеры. С этой целью компания реализует масштабные проекты по строительству крупных нефтехимических производств в Тюменской, Нижегородской областях и других регионах. Однако внутренний спрос на СУГ со стороны нефтехимических производств, коммунальных сетей и автотранспорта, работающего на газе, гораздо ниже предложения. Поэтому дальнейший рост производства СУГ требует создания эффективных экспортных каналов. (Plastinfo/Химия Украины, СНГ, мира)