Химия Украины и мира

Россия: ОАО “ФармСтандарт” намерено реорганизовать бизнес

Совет директоров “ФармСтандарта” рассмотрит вопрос о реорганизации бизнеса. По неофициальным данным, компания намерена продать производство безрецептурных препаратов.

Акции “ФармСтандарта” накануне были на подъеме. Бумаги компании, несмотря на общее снижение рынка, выросли на Московской бирже более чем на 1%. Повод для оптимизма есть: совет директоров крупнейшего российского производителя лекарств 5 июля рассмотрит вопрос о реорганизации бизнеса. Форма реорганизации – выделение в отдельную структуру одного из подразделений компании. Какое конкретно подразделение, представители компании не уточняют. На рынке ходят слухи, о том, что фармацевтический гигант ищет покупателя на бизнес по производству безрецептурных лекарственных препаратов. По данным агентства Bloomberg, руководство “ФармСтандарта” оценивает его примерно в $2,5 млрд., процесс продажи находится в ранней стадии. Консультантом компании выступает Citigroup Global Markets.

ОАО “ФармСтандарт” образовано в 2003 г. 54,3% акций владеет офшор Augment Investments Ltd, подконтрольный Виктору Харитонину и Егору Кулькову; 8,44% – на балансе дочерей компании “ФармСтандарт-Лекарства”. “Фармстандарт” – крупнейший российский производитель лекарств, выпускающий более 200 лекарственных средств. В активе компании 8 заводов в России и Украине. По итогам 2012 г. выручка компании составила 51,3 млрд. руб., чистая прибыль – 9,9 млрд. руб. Согласно данным DSM Group, “ФармСтандарт” является лидером российского рынка безрецептурных лекарственных препаратов с долей в 7,6%. Самые известные марки компании – “Арбидол” и “Корвалол”. Эксперты, считают, что, несмотря на лидерский статус, перспективы роста “ФармСтандарта” в этом секторе ограничены. Самым ярким подтверждением этому является статистика самой компании: продажи безрецептурных лекарств принесли ей 14,8 млрд. руб. выручки, что на 4,5% ниже уровня 2011 г. Отчасти негативную динамику можно списать на запрет продаж кодеинсодержащих препаратов. Из-за этого реализация “Коделака” снизилась на 37% до 549 млн. руб., “Терпинкода” – на 70% до 364 млн. руб.. Отчасти – на растущую в отрасли конкуренцию.

Еще одна сложность, с которой сталкивается компания, работая на этом рынке, заключается в том, что практически все ее безрецептурные препараторы входят в перечень лекарств, цены на которые регулирует правительство, отмечает аналитик ИК “Грандис Капитал” Ксения Аношина. “В прошлом году индексации цен на лекарства из этого списка не было вовсе. Два года назад индексация была на уровне инфляции. Таким образом, несмотря на фундаментально интересный рынок, едва ли инвесторы согласятся заплатить за актив столь высокую цену”, – считает эксперт.

На этом фоне рост акций “ФармСтандарта”, судя по всему, связан с ожиданием оферты. Согласно российскому законодательству, акционеры, которые не будут участвовать в голосовании или проголосуют против реорганизации компании, смогут предъявить свои бумаги к выкупу и компания обязана потратить на это до 10% стоимости своих чистых активов. Цену выкупа определит совет директоров, но она не должна быть меньше средневзвешенной цены за шесть месяцев, которая составляет 2025 руб. за акцию. Учитывая, что сейчас котировки акций составляют 2150 руб., предложением компании едва ли кто-то захочет воспользоваться.

Совет директоров 5 июля рассмотрит вопрос “Об утверждении цены выкупа обществом обыкновенных акций в случае возникновения у акционеров права требования выкупа акций”. Также совет директоров собирается созвать внеочередное собрание акционеров.

“Если сделка по продаже безрецептурного бизнеса действительно произойдет, то более позитивным сценарием для миноритариев было бы выделение в отдельную непубличную компанию бизнеса по производству рецептурных препаратов. В этом случае покупателю бизнеса безрецептурных препаратов гарантированно пришлось бы выставить оферту миноритариям”, – указывает аналитик Sberbank Investment Research Михаил Красноперов.

Эксперты сходятся во мнении, что “ФармСтандарту” будет сложно быстро найти покупателя. Крупные российские бизнесмены предпочитают работать в других секторах потребительского рынка, поскольку фармацевтический бизнес очень специфичен и требует глубокой научной экспертизы. Зарубежных инвесторов может не допустить к покупке ФАС, поскольку производство лекарств является стратегической для страны отраслью. (BFM.ru/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version