Технология получения жидкого синтетического топлива из газа (gas-to-liquid, GTL) в ближайшие несколько лет не будет представлять серьезной угрозы для нефтяной промышленности, однако может повлиять на рынок нефти после 2020 г. Об этом говорится в обзоре “ЛУКойла”, посвященном основным тенденциям развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 г. “По нашему мнению, развитие технологии GTL может оказать существенное влияние на рынок нефти после 2020 г. В случае масштабного распространения GTL, вероятно, произойдет сужение спреда между ценами нефти и газа”, – отмечается в обзоре.
Развитию технологии GTL препятствует высокая стоимость строительства установок. Перспективной является микроканальная технология, которая позволяет существенно сократить физические размеры реакторов, что приведет к снижению капитальных затрат на строительство установок. GTL-технология дает возможность перерабатывать метан, содержащийся в природном газе, в широкий спектр продуктов, в том числе дизельное топливо и авиакеросин с улучшенными экологическими характеристиками. Интерес к технологии обусловлен как ужесточением экологических требований к моторным топливам, так и возможностью освоения удаленных газовых месторождений в регионах, лишенных газотранспортной инфраструктуры.
Общемировая мощность установок GTL составляет 12 млн. т/год. Крупнейшим действующим проектом на сегодняшний день является Pearl GTL в Катаре. В условиях текущей ценовой конъюнктуры он приносит прибыль.
В России проекты GTL реализует “Роснефть”. Совместно с компанией “Газохим-Техно” “Роснефть” построит установку GTL на площадке Ангарской НХК. Пустить ее планируется в конце 2014 г. Мощность установки составит 10 млн. куб. м газа в год, она будет производить 100 барр. синтетического топлива в сутки. “Роснефть” также планирует в 2014 г. построить установку GTL на Новокуйбышевском НПЗ. Установка позволит производить порядка 300-360 т синтетических жидких углеводородов из 1 тыс. куб. м метана. (rupec.ru/Химия Украины, СНГ, мира)