Поставки российской нефти в страны Европы снизились до десятилетнего минимума и составляют 2,1 млн. барр./сутки. Снижение объемов экспорта эксперты связывают с расширением поставок российской нефти в Азию, которые существенно выросли с 2010 г. и составляют сейчас почти 500 тыс. барр./сутки. Кроме того, российские нефтедобывающие компании стали производить больше бензина и других нефтепродуктов, предпочитая экспортировать конечную продукцию, а не сырую нефть. С 2005 г. мощность российских НПЗ возросла на четверть, составив 5 млн. барр./сутки нефти. Этот процесс стимулируется национальной налоговой политикой путем повышения экспортных пошлин на сырую нефть
Российская нефть марки Urals “тяжелее” североморской смеси Brent, ряд европейских компаний в последние годы был вынужден инвестировать в модернизацию своих НПЗ. После введения летом 2012 г. эмбарго на поставки иранской нефти и сокращения поставок российской Urals, мощности, рассчитанные на переработку “тяжелой” нефти, нечем загружать, что приносит убытки европейским перерабатывающим компаниям. Как отмечает Financial Times, сейчас на рынке нефти складывается парадоксальная ситуация, когда трейдеры в Европе готовы платить за Urals больше, чем за Brent ввиду дефицита “тяжелой” нефти на рынке.
В сложившейся ситуации больше всего страдают восточноевропейские компании, такие как финская Neste Oil, польская PKN Orlen и венгерская MOL Group. Все они перерабатывают в основном российскую нефть. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)