Власти могут разрешить экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в зависимости от характеристик и расположения конкретных проектов. Это затруднит получение разрешений и упростит для контролирующих органов возможность запрета экспортных поставок. По словам экспертов, это делается в интересах “Газпрома”, который опасается конкуренции со стороны “Роснефти” и “Новатека”.
Право на экспорт сжиженного природного газа может быть внесено в лицензию на разработку каждого конкретного месторождения либо будет предоставляться проектам по территориальному признаку. Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак. Министр сообщил, что в первом случае разрешение будет выдаваться исходя из ресурсной базы месторождения, возможных объемов производства СПГ, наличия рынков сбыта газа для конкретного проекта. “Такие проекты также не должны реализовываться в ущерб потребностям внутреннего рынка”, – подчеркнул Новак.
Что касается разрешения на экспорт СПГ по территориальному признаку, речь идет, в частности, о северной части Ямало-Ненецкого автономного округа и о шельфе, в том числе Черного и Азовского морей. Этот вариант Новак назвал “не совсем правильным” и предложил в данном вопросе исходить из целесообразности. Министр не исключил и применения одновременно обоих подходов. Принятие соответствующих поправок запланировано на 2013 г., Госдума, как ожидается, будет рассматривать их в течение осенней сессии. Поправки вступят в силу с 2014 г.
В настоящее время право на экспорт газа (в том числе сжиженного) есть только у “Газпрома”. Либерализацию условий экспорта СПГ лоббируют “Роснефть” и “Новатэк”. В конце июня с соответствующей просьбой к Новаку обратился глава “Роснефти” Игорь Сечин. Ранее предполагалось, что разрешение на экспорт СПГ будет общим. Но вместо либерализации рынка в законодательстве будут зафиксированы разрешения на экспорт СПГ как индивидуальные исключения из запрещающего закона.
“При оценке месторождения рассматриваются очень многие критерии, – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, – поэтому всегда можно найти повод для отказа в экспорте СПГ. Все запреты такого рода лоббирует “Газпром”, подобные решения принимаются именно и исключительно в интересах “Газпрома”. Танкаев отметил, что за последние 10-11 лет монополия потеряла существенную часть рынка – как внутреннего, так и внешнего. “Это легко проследить по изменению доли “Газпрома” в российской добыче, – поясняет эксперт. – 10 лет назад она составляла около 97%, сейчас – около 70%. В частности, потери хорошо видны на примере Украины: если на пике Киев закупал около 60 млрд. куб. м российского газа в год, то сейчас – менее 20 млрд. Это связано с тем, что российская монополия руководствуется не рыночными соображениями, а соображениями политической целесообразности”. По словам Танкаева, “Газпром” в условиях потери доли рынков опасается конкуренции со стороны “Роснефти” и “Новатэка”. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)