Проблема в нефтепереработке существует и связана с тем, что владельцы украинских предприятий пользовались поддержкой государства долгое время и не вкладывали средства в модернизацию своих предприятий. Такое мнение высказал директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн. Поэтому, продолжил аналитик, когда “поддержка государства в 2005 г. прекратилась, эти предприятия автоматически стали неконкурентоспособными ни по цене, ни по качеству. Т. к., пока они бездействовали, конкуренты наращивали технологическое преимущество и в условиях равной конкуренции выиграли эту борьбу”. “Украинским заводам сегодня надо наращивать инвестиции в модернизацию, – убежден эксперт, – только таким образом они смогут еще попытаться обеспечить место на рынке. По-другому не выйдет. Если государство вздумает помогать этой отрасли, мы будем иметь ту же картину – рост цены и снижение качества топлива”. Сергей Куюн считает, что наращивание Украиной импорта бензина и ГСМ ничем не грозит, наоборот, “благодаря этому в стране наблюдается стабильная ценовая ситуация, а также из-за рубежа мы привозим топливо улучшенного качества, которое соответствует текущим евростандартам, тогда как наши заводы в лучшем случае могут предложить топливо предыдущего поколения. В большинстве это топливо стандарта Евро-3, которое было в Европе запрещено еще в начале 2000-х годов”. “Украина, перейдя на такую систему поставок готовых нефтепродуктов, приобрела диверсифицированную систему снабжения, которая качественно отличается от той же системы снабжения природным газом, где мы полностью зависим от одного монополиста – России”, – пояснил эксперт. “А здесь мы сегодня поставляем топливо более чем из 10 источников и с 2005 г. не знаем ни проблем с дефицитом топлива, ни с ценами, ни с качеством. В целом ситуация для потребителя складывается хорошо”, – продолжил Куюн. По мнению директора ООО “Консалтинговая группа А-95”, важно научиться “балансировать между интересами потребителей и этой отрасли. Я думаю, что правительству следует принять некоторые законодательные акты по стимулированию модернизации – в частности, отмены специфических пошлин и налогов на импорт оборудования для нефтепереработки. А также создать цивилизованный рынок без контрабанды и фальсификата, который не дает нормально конкурировать украинским заводам”. “Импортные нефтепродукты сюда заходят потому, что нет украинских нефтепродуктов, – считает эксперт. – Если будут украинские нефтепродукты, значит, импорта будет заходить меньше. Просто это вакуум, а свято место пусто не бывает. Увеличение импорта связано не с чем иным, как с уменьшением производства украинскими заводами. Потому что потребитель выбирает лучшее качество и нормальную цену, а украинские НПЗ этим критериям не соответствуют”. С. Куюн считает, что независимо от того, “как будет наполняться рынок – за счет украинских заводов или за счет импорта, цены будут зависеть только от мирового уровня. Других вариантов нет. Продукция наших заводов тоже будет привязана к мировым ценам, как минимум к нефти. Нефть-то они будут перерабатывать тоже импортную”. “Поэтому никаких ценовых изменений, особенно на ближайшее время, никаких предпосылок для роста цены на топливо нет. В условиях, когда есть конкуренция и открытый рынок, искусственное поднятие цены становится просто невозможно”, – убежден директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)