Перспективы применения газомоторного топлива (ГМТ) до 2020 г. в России пока туманны. С одной стороны, есть интерес правительства и соответствующие указания премьера Дмитрия Медведева. С другой – Минэнерго только разрабатывает план действий и уже очевидно, что в проекте есть немало слабых мест. В частности, на сегодняшний день в стране отсутствует как таковая инфраструктура для использования автотранспортом сжиженного природного газа (СПГ). А само строительство заправочных станций в России оказывается чрезвычайно дорогим удовольствием. Например, в Европе “Газпром” строит газовую заправку в 6 раз дешевле, чем в России. Эти вложения выглядят достаточно рискованными, учитывая, что в настоящий момент в России эксплуатируются лишь опытные образцы автомобилей с двигателями, работающими на СПГ.
Цифры, которые представитель “Газпром экспорта” Евгений Пронин привел в пользу ГМТ, повергли коллег в сомнение. Речь шла о планах до 2030 г. перевести половину общественного транспорта, треть грузовиков и пятую часть сельхозтехники на газовое топливо. Для каждого из видов техники экономия за счет снижения затрат на топливо должна получиться такая: общественный транспорт – экономия 49 млрд. руб./год, грузовой транспорт – 34 млрд. руб., сельхозтехника – 6 млрд. У Пронина поинтересовались, учитывал ли он затраты на переоборудование автотранспорта на газ. И тот признался – данные взяты из открытых источников, которые, скорее всего, эти нюансы в расчет не брали. Получается, что экономия в значительной мере может быть съедена расходами на установку газового оборудования на машинах и автобусах.
Под большим вопросом применение ГМТ в агропроме. Гонять с полей на газовые заправки трактора и комбайны себе дороже, заявил чиновник из Минсельхоза. Значит, нужны передвижные заправочные комплексы. Но такие комплексы в России, как тут же выяснилось, вообще не выпускаются. Впрочем, для сельхозтехники применение ГМТ ограничено и по другим причинам. Одна из главных – сегодня значительное количество комбайнов и тракторов импортного производства. До тех пор пока они не проработают гарантийный срок, переделка двигателя исключена в принципе.
Не строят иллюзий о перспективах ГМТ в России и представители транспортных компаний. “Перспективы развития рынка газомоторного топлива зависят от желания и политической воли правительства формировать условия, стимулирующие владельцев транспорта переходить на этот вид топлива. Пока такой заинтересованности у потребителей нет. Заправочных станций очень мало. Их рентабельность ввиду малой загрузки очень низка. Есть и другие нюансы. Например, приходилось слышать истории о том, что на автобус или грузовик, работающий на газомоторном топливе, трудно найти водителя – никто не соглашается работать, потому что газ в отличие от бензина невозможно слить и обналичить”, – говорит гендиректор City Express Алексей Кичатов. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)