Фармацевтические компании Индии на протяжении десятилетий славились в качестве производителей и поставщиков недорогих дженериков. Но недавние разработки индийской компании Zydus Cadilla, по мнению представителей отрасли, открывают новую эру, связанную с производством оригинальных препаратов. Компания выпустила лекарство от диабета Lipaglyn, продажи которого могут принести до $1 млрд. Разработку препарата Zydus Cadilla начала в 2001 г., потратив на него в общей сложности $450 млн. (годовая выручка компании составляет $1 млрд.). Lipaglyn, который контролирует уровень сахара в крови и холестерина, был одобрен местным регулятором и через несколько месяцев поступит в продажу. По данным исследования McKinsey, в Индии проживает самое большое число больных диабетом, при этом к 2015 г. их доля вырастет до 3,7% (46 млн. человек). Zydus Cadilla намерена распространять лекарство по всему миру. Чтобы проникнуть на самые крупные рынки вроде США и Японии, руководству потребуется около 5 лет и $150 млн. на дополнительные клинические расходы, чтобы удовлетворить требования западных регуляторов. Zydus Cadilla надеется, что мировые продажи лекарства составят $1 млрд. “На протяжении долгих лет Индия получала выгоду за счет научно-исследовательских работ, которые проводились в других странах. Теперь пришла пора отдать что-то взамен”, – цитирует The Financial Times председателя совета директоров Zydus Cadilla Панкаджа Пателя. Индия закупает в год лекарств на $13 млрд. (для сравнения: США – на $400 млрд.), при этом 90% местных продаж приходятся на дженерики. На ту же сумму страна осуществляет экспорт дженериков, 40% которых идет в США и ЕС. Эксперты отрасли говорят, что Lipaglyn откроет новую эру для индийских фармацевтических компаний, которые начнут производить собственные оригинальные препараты. “До сих пор нас воспринимали как индустрию производства копий. Сейчас мы уходим от этого, создавая также оригинальные продукты”, – сказал генсекретарь Indian Pharmaceutical Alliance Ди Джи Шах. В последние годы местные корпорации активно вкладывают в исследования и разработку лекарств, занимаясь этим как самостоятельно, так и совместно с западными партнерами. Так, Glenmark в 2012 г. направила 8,2% ($1 млрд.) на научные исследования. Кроме того, компания заключила лицензионные сделки с французской Sanofi и американской Forest Laboratories на разработку запатентованных индийской корпорацией веществ. Индийская Sun Pharma учредила научно-исследовательский центр в 2007 г., сейчас у нее в разработке находится несколько лекарств. Местная Biacon совместно с американской Bristol-Myers Squibb разрабатывает оральный инсулин, который потенциально может заменить больным диабетом инъекции инсулина. Единственное, что может помешать индийским компаниям в расширении бизнеса, – их пошатнувшийся имидж в связи с делом местной фармацевтической Ranbaxy. В мае она признала себя виновной в фальсификации лекарств для США и согласилась выплатить штраф в $500 млн. После этого случая британский и американский регуляторы заставили отозвать и приостановить импорт лекарств индийской Wockhardt. “На кону наша репутация. Сейчас все регуляторы – будь то в ЕС, США или Австралии – будут под микроскопом изучать индийские компании. Следующие год-два будут критичными, пока они не удостоверятся, что случай с Ranbaxy единичный, это не повсеместная практика”, – прогнозирует Шах. (rbcdaily/Химия Украины, СНГ, мира)