На нефтепродуктовом рынке сложилась нетипичная ситуация: за последний месяц цены на топливо на биржевых площадках выросли на 20-30%, или в среднем на 5 руб./л. Гендиректор ГК “Трасса” Олег Алексеенков не видит причин для паники: рентабельность бизнеса остается на вполне приемлемом уровне. Он уверен, что рост в рознице неизбежен, но он будет умеренным – на 1-1,5 руб./л.
Ситуация на топливном рынке близка к критической, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В течение месяца нефтепродукты на биржах подорожали на 20-30%. “Случай беспрецедентный. Такого роста не было никогда”, – утверждает он. По мнению Аркуши, произошло это из-за несбалансированности рынка: спрос не удовлетворяется предложением. Глава топливного союза не исключает, что любой сбой – увеличение экспорта бензина или авария на крупном заводе – может привести к повторению ситуации весны 2011 г. (топливный кризис, вызванный дефицитом нефтепродуктов, и рост цен на них).
В переводе на литр бензин в опте подорожал на 5 руб. на биржевых площадках, подтверждает гендиректор ГК “Трасса”, объединяющей сеть АЗС в Подмосковье, Олег Алексеенков. “Розничный рынок находится в шоке. Никто не ожидал такого сильного скачка в опте”, – говорит он. По словам Алексеенкова, иначе как истерикой ситуацию на рынке назвать невозможно. Панику подогревает тот факт, что в сентябре может быть закрыт на ремонт Московский НПЗ и его продукция временно прекратит поступать в регион. В итоге на биржах можно наблюдать классическую ситуацию спекулятивной активности: одни и те же лоты в течение дня могут быть перепроданы несколько раз. Ожидать, что розничные цены также в скором времени прибавят 5 руб./л, не стоит, говорит Олег Алексеенков. “В этом году была такая же необычная весна”, – вспоминает он. Обычно именно на этот период приходится рост цен на нефтепродукты, но в этот раз получилось все наоборот. За март-май оптовая стоимость на топливо упала в среднем на 2 руб. “Тогда наценка на бензин была очень хорошей – в районе 40%”, – вспоминает гендиректор ГК “Трасса”. И даже сейчас, при росте оптовых цен, рентабельность бизнеса сохраняется на уровне 23-24%. “Это норма”, – уверяет Алексеенков. “Точка безубыточности на АЗС – это наценке в 15%. А 20% для частного бизнеса – это точка беспокойства. И то, что она снизилась с 40 до 20% за короткий период времени, вызывает опасения”, – говорит Алексеенков. По его расчетам, стоимость бензина в ближайшем будущем может повыситься на 1-1,5 руб., т е. цена на АИ-95 будет в районе 32-32,5 руб./л. “ЛУКойл” уже практически скорректировал цены. Все остальные компании, скорее всего, немного подтянутся к этим ценам”, – говорит он. Олег Алексеенков полагает, что необходимости в регулировании цен нет. Такую практику активно применяли чиновники в 2010-2012 гг., ни к чему хорошему это не привело. “Регулирование необходимо там, где рынок проявляет несовершенство или искусственно подогревается”, – добавил он. И полагает, что коррекция цен вниз также вполне вероятна в текущей ситуации.
Согласно мониторингу ФАС, средневзвешенная цена на автобензины в оптовом сегменте выросла у отдельных компаний до 1,2 тыс. руб./т, на бирже рост был более значительным, так как биржевые цены подвержены более резким колебаниям, говорит начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Текущий рост оптовых цен он связывает со снижением накопленных запасов и увеличением спроса на нефтепродукты, а биржевых – “ажиотажным спросом, спекулятивными факторами”. По мнению Махонина, сейчас необходимо откорректировать производственную политику компаний, накопить необходимые запасы топлива, а также решить вопрос с поставкой по приемлемой цене топлива из Беларуси. Белорусы продают свое топливо на российских биржах (в рамках нефтяного баланса на третий квартал) исходя из цен, которые сложились на европейских площадках. Но в течение месяца стоимость их товара был выше, чем российского, и, соответственно, спрос невысоким. В результате вместо России бензин уходил на другие рынки, а российские нефтяники, в свою очередь, тоже начали повышать цены. По словам Дмитрия Манохина, ФАС сейчас не видит причин для роста розничных цен.
Представитель Минэнерго сказал, что все АЗС страны обеспечены бензином, дефицит топлива отсутствует. По состоянию на 24 июля ситуация с обеспечением топливом субъектов стабильна, а запасы накоплены на период от 10 суток и более.
В «ЛУКойле» не говорят, как изменятся цены на АЗС компания в ближайшее время. Получить комментарии в “Роснефти” не удалось, “Газпром нефть” тоже не стала комментироватьситуацию. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)