Еще 7-8 лет назад сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан) в Украине был побочным продуктом переработки нефтяного и газового сырья, а в гражданской жизни ассоциировался только с баллоном. На транспорте газ использовали таксисты, а отыскать газовую заправку было проблемой. За последние 5 лет этот рынок преобразился: станции на каждом шагу, на пропан-бутан переходят автомобили престижных марок, появляются премиальные виды газа. В 2011 г. потребление сжиженного газа неожиданно застопорилось. Потенциально места для роста еще достаточно, но сможет ли этот рынок взять свою долю?
Украинский LPG-ренессанс произошел в 2008 г. Катализатором выступили цены на бензин, а если точнее – рекордные котировки нефти, едва не достигшие $150/барр. Мощная волна перевода автомобилей на пропан-бутан пришлась на 2009 г., когда ко всем экономическим проблемам добавились новые газовые договоренности с Россией. Это, в частности, нанесло сокрушительный удар по сильному конкуренту сжиженного газа – сжатому природному газу (метану).”Резкое удорожание природного газа перечеркнуло целесообразность перевода автотранспорта на метан и не оставило альтернативы желающим сэкономить на топливе кроме пропан-бутана, – вспоминает директор Украинской ассоциации сжиженного газа Олег Широков. – Более того, многие владельцы авто с метановыми установками переоборудовались на сжиженный газ”. В результате наложения благоприятных факторов рынок автогаза Украины за 3 года вырос на 31%, а страна попала в топ-10 по версии WLPGA (Мировая ассоциация сжиженного газа). Секрет в экономии. При докризисной стоимости бензина и газа 4 грн. и 2 грн. соответственно сроки окупаемости газобаллонного оборудования (ГБО) были намного длиннее, чем при увеличении данной разницы после 2009 г. до 4-5-6 грн./л, когда цена бензина превысила 10 грн./л.
Приток новых потребителей не заставил ждать изменений на рынке. В 2005-2006 гг. на нем присутствовали две основные категории операторов: специализированные компании, занимающиеся только LPG, и нелегальные «разливайки» (газовоз, снабженный раздаточным оборудованием), размещаемые в гаражах, посадках и даже в частных дворах. Эволюция налицо – теневики практически исчезли, существенно поредели ряды газотрейдеров, а на лидирующие позиции вышли сети АЗС. Сегодня все ведущие игроки имеют мощные LPG-департаменты, а любой новый комплекс немыслим без газового модуля. Например, крупнейшие сети WOG и ОККО, начав создание газовой сети в 2008-2009 гг., на данный момент имеют 160 и 130 пунктов соответственно. Самый мощный рывок совершила группа “Приват” – с 2012 г. группа нарастила сеть АГЗП (автогазозаправочный пункт) со 150 до 340 точек.
Казалось бы, популярности газа ничего не может помешать. Однако в 2012 г. рынок сократился на 5%. С одной стороны, это было в тренде Европы – там объемы потребления тоже снижаются. Однако Украине еще далеко до тех долей, которые занимает газ на рынке моторного топлива в Европе. Так, в Польше и Литве на газ приходится до 30% розничного рынка бензина, в Украине – максимум 20%. На что следует рассчитывать? Во-первых, большие надежды газотрейдеры возлагают на газодизельные установки. В отличие от классического ГБО, где сжиженный газ используется на 100%, в газодизельной установке происходит смешение газа с дизтопливом в пропорции около 30/70. Экономия не такая ощутимая, но при большом потреблении может сберечь немало денег.
Пока инновационная технология в Украине обкатывается. “Мы переоборудовали на пропан-бутан несколько МАЗов. Экономия – 40 грн. на 100 км, – говорит заместитель директора полтавской компании “Надежда” Станислав Батраченко. – При нынешнем соотношении цен на дизель и газ стоимость переоборудования (около 9000 грн.) вернулась на пробеге 22,5 тыс. км”.
Еще одна перспектива – ожидаемое крушение цен на газ в мире. “Глобальный рынок никогда не сталкивался с таким большим профицитом газа. В теории это может привести к тому, что цены значительно упадут”, – прогнозирует вице-президент международного агентства Argus Ник Блек. “Спрос на газ зависит от ряда факторов, но ценовой остается основополагающим в Украине”, – проецирует на внутренний рынок глобальную тенденцию Олег Широков. Как показывает анализ ценовой ситуации на внешнем рынке, существует вероятность падения цен на газ на 1 грн./л и больше (15-20%). Есть и объективные сдерживающие факторы роста потребления газа. Помимо сохраняющихся страхов автомобилистов, не хватает достойного предложения автомобилей с предустановленным ГБО. Сейчас лишь некоторые марки поставляют в страну OЭM (оригинально экипированные машины), еще ряд автосалонов предоставляет возможность перевода нового автомобиля на газ на льготных условиях и без потери гарантии продавца. Но самым высоким барьером на пути Украины к вершинам, достигнутым такими лидерами, как Южная Корея, Турция и Польша, является отсутствие господдержки по использованию более экономного и экологически благополучного энергоносителя как пропан-бутан. В странах-лидерах действуют программы перевода на пропан-бутан муниципального транспорта, отдельных АТП, предоставляются льготы покупателями автомобилей с ГБО.
Сжиженный газ понемногу исчерпывает свою “природную” привлекательность для клиента, для развития рынка необходимо применять новые рычаги. Это путь, который прошли все развитые рынки. Остается позаимствовать такой опыт. (Капитал/Химия Украины, СНГ, мира)