Химия Украины и мира

Украина: в 2013 году российские нефтепродукты вытесняют с рынка продукцию из Беларуси

Одним из наиболее ярких процессов на топливном рынке в 2013 г. является уменьшение поставок из Беларуси, место которых занимает российский продукт. Изучение этой динамики позволяет сказать, что белорусов ожидают тяжелые времена, но возможности по сохранению доминирующего места на рынке находятся по-прежнему в руках сябров.

По данным “Консалтинговой группы “А-95”, в 2012 г. импорт ДТ из Беларуси вырос на 55,7% (1,03 млн. т) по сравнению с 2011 г. – до 2,88 млн. т, поставки из России сократились на 3,6% (50 тыс. т) до 1,33 млн. т. В 2013 г. все переменилось. Рынок наращивает закупки из России, снижая “белорусским” показателям. Так, по данным “А-95”, за 5 месяцев 2013 г. импорт ДТ из Беларуси в Украину упал почти на 30%, тогда как Россия нарастила поставки более чем в 2 раза. Кроме того, прибавили поставки из Литвы (+43,2%, или +25,2 тыс. т), появился импорт из Польши (4,4 тыс. т). Почему мельчает белорусский поток?

Ключевым фактором прошлогоднего успеха и соответственно спада “белорусских” показателей в 2013 г. выступает такое явление, как поставки топлива биодизельного (ТБД), которые в первом полугодии 2012 г. достигали 50% в дизельных поставках из РБ.

Выпуск ТБД наладила приближенная к белорусским властям компания “Трайпл”, закупавшая низкосернистый продукт в России, и после добавления незначительного объема биоприсадок поставляла его за пределы Таможенного союза без уплаты российской экспортной пошлины, составлявшей в 2012 г. более $250/т (устанавливается ежемесячно). Имея такие возможности, “Трайпл” не скупился на скидки и выигрывал у белорусских НПЗ. В январе-июле 2012 г. Украина ввезла 779,5 тыс. т ТБД, то есть 42,5% от импорта всего ДТ за период. Не начни Россия “растворительный” скандал, скорее всего, не знал бы бед белорусский экспорт в Украину и сегодня.

Но наращивал поставки частный “Трайпл”, а сегодня теряют объемы белорусские НПЗ. Среди ключевых проблем белорусов первой видится субъективный фактор. Речь о стратегии крупнейших поставщиков из России, которые в ряде случаев не имеют альтернативы в поставках.

Пул крупнейших импортеров в январе-мае 2013 г. ДТ (железнодорожные партии) из России состоит из 12 компаний, где на тройку лидеров пришлись 67% (306 тыс. т) импорта. Речь идет о поставках ВЕТЭК, “Первой топливной компанией” (ПТК) и “ЛУКойлом”. Первые две в январе-мае 2012 г. не поставляли в Украину ресурс из России, тогда как в январе-мае 2013 г. компании из орбиты ВЕТЭК закупили около 150 тыс. т российского дизеля, ПТК – около 70 тыс. т (за весь 2012 г. ВЕТЭК завез около 60-70 тыс. т импорта из РФ, ПТК – 30 тыс. т).

Скорее всего, динамика будет расти. 17 января 2013 г. “Укрзализнычпостач” заключил договор на поставку 206 тыс. т ДТ, из которых половина досталась ПТК. По данным издания “Forbes Украина”, победу нефтетрейдера в тендере обеспечила ее солидная родословная. Издание уверяет, что ПТК ранее была связана с менеджерами из SCM, а сегодня ею владеет житель Донецка Всеволод Момот и Юрий Шакуров, один из сыновей которого работает вице-президентом хоккейного клуба “Донбасс”, принадлежащего донецкому мультимиллионеру Борису Колесникову.

Но в рассматриваемом контексте самое главное заключается в другом. По данным OilNews, ПТК является совместным бизнесом СКМ и “ЛУКойла”. В частности, вопросами поставок здесь ведает Илхам Мамедов – штатный сотрудник российской компании, до последнего времени номинально числившийся начальником управления поставок Одесского НПЗ. Стоит ли удивляться, что на редкость везучая в крупных гостендерах ПТК “сидит” на российском ресурсе? Скорее всего, даже при желании эта компания поставлять из Беларуси не будет, “ЛУКойлу” нужен сбыт российского продукта, которого в избытке. Последний фактор предопределяет хорошую перспективу российского продукта. Демпинг сернистого российского ДТ уже отмечают в Европе, а избыток ДТ у российских производителей никто не отменял.

Еще одна интересная деталь. Основной прирост поставок из России в 2013 г. зафиксирован по железной дороге – в 4,5 раза, тогда как традиционный путь ДТ через терминал в Новограде-Волынском вырос всего на 8%. Поэтому здесь таится серьезный потенциал для наращивания поставок. Достоверно известно, что по этому вопросу обивает пороги российских компаний ВЕТЭК, хотя пока не особо успешно. На данный момент новый фаворит рынка вынужден работать через старожила данного направления – “Закарпатнефтепродукт-Мукачево” Леонида Когана. Не исключено, что со временем ВЕТЭК найдет ресурс для более мощного входа в трубу.

У Минска остается достаточно рычагов, чтобы развернуть ситуацию. Первый из них – снизить цену. Белорусскую ценовую политику украинские компании считают недружественной и несправедливой. Например, в январе-мае 2013 г. сябры отправляли ДТ на Прибалтику с дисконатами, достигающими $60/т, а для Украины длительное время действует премия, сегодня достигающая $16/т. “Позиция белорусов мне непонятна, дайте Украине скидку $15-20/т – заработаете больше, чем при поставках в Прибалтику, и не будете иметь проблем со сбытом”, – недоумевает менеджер по закупкам крупной украинской компании, утверждая, что отправки на море являются для белорусов убыточными.

Как бы там ни было, крупнейшие клиенты – ОККО и WOG – снизили закупки ДТ в РБ по сравнению с 2012 г. в 5 и 2 раза соответственно. Аналогичная динамика в “Альянсе”, “Интергале”, “Палтеске”, SOCAR и “БНК-Украина”. Большинство украинских импортеров постоянно прорабатывают варианты альтернативных поставок. Весьма симптоматичным результатом данной работы можно считать наращивание поставок дизтоплива из Литвы и, что самое показательное, из Польши, где традиционно наблюдался дефицит ресурса.

Помимо цены рынок недоволен дисциплиной отгрузок. По словам трейдеров, хроническую проблему вылечить не удается, хотя в “БНК” утверждают, что уделяют этому вопросу крайне пристальное внимание и обещают вот-вот побороть недуг.

Существующие проблемы являются вполне решаемыми. И решать их придется. По последним данным, должен заработать Одесский НПЗ, а это дополнительно 75 тыс. т дизтоплива в рынок. Белорусы – первые претенденты на сокращение своей доли. А на горизонте еще более масштабная неприятность – пуск Лисичанского НПЗ. Источники говорят, что в “Роснефти” не оставляют надежды пустить предприятие в 2013 г., хотя пока наиболее вероятным остается весна 2014 г. А это еще 120-150 тыс. т продукта в месяц. При этом украинские НПЗ одновременно нанесут удар бензину А-92, который пока не имеет серьезной альтернативы по импорту.

Белорусам пора искать союзников, чтобы пристроить свои объемы в условиях надвигающихся угроз. Пока главным из них, судя по всему, станет ВЕТЭК. По предварительным данным, именно этот игрок заберет основной объем из ежемесячных 90 тыс. т, которые недавно были выставлены на тендер “Белорусской нефтяной компанией”. Кое-что будет зависеть и от “БНК-Украина”. В 2013 г. в компании обновился топ-менеджмент, вероятно, именно с организационными вопросами связан спад поставок ДТ в январе-мае. Более предметно судить о работе можно будет по итогам года. Однако уже понятно, что удержание объемов на уровне 2013 г. будет большим успехом. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version