Химия Украины и мира

Россия: итальянская компания «Пиксар Коатингс», начавшая строительство лакокрасочного производства в ОЭЗ «Алабуга», вошла в первую стадию банкротства

В ОЭЗ “Алабуга” на фоне рапортов об открывающихся новых производствах и грандиозных планах новых резидентов появилась печальная новость. Один из 36 резидентов ОЭЗ, итальянская компания “Пиксар Коатингс”, намеревавшаяся пустить завод лакокрасочных материалов, вошла в первую стадию банкротства. Его инициировала челнинская строительная компания МПО “Иншаат”, пытаясь вернуть 13 млн. руб., потраченных на строительство завода. Источники, близкие к ОЭЗ, утверждают, что итальянцы не отвечают на звонки татарстанцев, судьба предприятия стоимостью EUR15 млн. находится под вопросом.

Арбитражный суд РТ ввел в отношении елабужского ООО “Пиксар Коатингс” процедуру наблюдения. Временным управляющим утвержден Андрей Курочкин, являющийся членом НП СРО “Гильдия арбитражных управляющих”. Компания “Пиксар коатингс” – “дочка” итальянской корпорации Picsar Vernici S.r.l. В апреле 2011 г. было официально объявлено, что ООО “Пиксар Коатингс” стало резидентом ОЭЗ “Алабуга”. В официальном пресс-релизе говорилось, что сферой деятельности компании является производство жидких и порошкообразных лакокрасочных материалов, антикоррозийных покрытий и покрытий для дерева. Продукция компании ориентирована на автомобилестроение, производство строительных материалов, мебели и т. д. Среди возможных потребителей продукции итальянцев в РТ назывались крупные региональные промышленные предприятия, такие как ОАО “КамАЗ”, ГК Sollers, ОАО “ПО “EлАЗ”, Казанский вертолетный завод, Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова, ОАО “Казанское моторостроительное производственное объединение”, а также предприятия Поволжского автомобильного кластера. Заявленная стоимость проекта на территории ОЭЗ “Алабуга” – 574 млн. руб. Срок пуска производства намечен на I квартал 2015 г. Итальянцы обещали создать 38 рабочих мест. За месяц до официального объявления “Пиксар Коатингс” резидентом ОЭЗ сообщалось, что инвесторы из Апенин готовы потратить на завод EUR15 млн. На первом этапе инвестиции для организации производства жидких лакокрасочных материалов, антикоррозийных покрытий и покрытий для дерева должны были составить EUR10 млн., второй этап – организация производства порошковых красок – требовал EUR5 млн.Заявленная производственная мощность завода составляла 7,5 тыс. т лакокрасочных материалов в год.

Инициатором банкротства стала челнинская строительная компания – ЗАО “Многопрофильное объединение “Иншаат”. Последняя активно участвует в качестве подрядчика в работах на объектах резидента ОЭЗ “Алабуга”. Сумма исковых требований строителей к итальянцам составила 11,2 млн. руб. долга и 2 млн. руб. неустойки, не считая 672 тыс. руб. арбитражного сбора.

Присутствовавший на суде представитель должника подтвердил наличие задолженности, но возражал против удовлетворения заявления. В материалах дела говорится, что в июне 2013 г. Арбитражный суд РТ выдал исполнительный лист на принудительное исполнение решения Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ от 16 апреля 2013 г. Прождав стандартные 3 месяца, МПО “Иншаат” подало иск в арбитраж на банкротство, суд его удовлетворил.

Гендиректор ЗАО МПО “Иншаат”, подтвердил, что процедура банкротства ООО “Пиксар Коатингс” инициирована его компанией. «Да, по нашему иску происходит банкротство итальянской компании, но мы не ссорились, – рассказал топ-менеджер. – Мы этой компании выполнили определенный объем работ. Они были заказчиками, мы – генподрядчиками строительства, но они не оплатили работу в полном объеме. Мы были вынуждены подать иск в Арбитражный суд и выиграли, дальше пошла процедура банкротства. Мы успели выполнить лишь работы нулевого цикла, – заявил Закиев. – Будет или не будет реализован их проект в ОЭЗ – не знаю. Но в данном случае они повели себя непорядочно. Не отвечают на электронные письма, вообще не выходят на связь. О причинах такого поведения мы можем только догадываться. Перед тем, как взять этот подряд на строительство, я ездил в Италию, знакомился с этой фирмой. Могу сказать, что это весьма серьезная компания, у нее хорошие корни, хорошие заводы, хорошие офисы. На суд они присылают юриста, который пытается найти аргументы подобного поведения. Но все суды мы выиграли. Представителей итальянской компании сейчас нет в России, они уехали, строительство полностью заморожено. А российские наемные менеджеры уволились».

В ОЭЗ “Алабуга” банкротство итальянского резидента комментировать не стали. По телефонному номеру, указанному среди контактов ООО “Пиксар Коатингс”, ответили, что такой компании здесь нет, “здесь находится компания “Триэм”. Источник, близкий к экономической зоне, рассказал, что ООО “Пиксар Коатингс” сначала активно начало строиться в Алабуге. “Они купили оборудование, но 1,5 года назад полностью прекратили строительство. Причину никто не знает, на связь с Алабугой “Пиксар” не выходит, – говорит собеседник. – Что касается банкротств, то прежде их в “Алабуге” не было. Лишь один резидент на сегодня не довел до конца свой проект – завод инженерного оборудования. Причина тоже неясна”.

Эксперты прокомментировали первое банкротство резидента ОЭЗ “Алабуга”.

Шамиль Агеев, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ: «Ничего удивительного в том, что кто-то банкротится, нет. Когда итальянцы начинали бизнес, были одни условия, которые потом изменились. Видно, они здорово тянули с открытием, а рынок в это время “бежал”. Они не взяли в расчет вступление в ВТО. Я сравнивал цифры, по данным таможенного управления, за полугодие на 35% вырос импорт в Татарстан. Поэтому нужно было более активно сразу и производить, и занимать свой сегмент. Сейчас главное – не только как произвести, но и как реализовать, найти своего покупателя. Поэтому ничего здесь катастрофического нет – это значит, что в “Пиксар Коатингс” неправильно сделали расчеты и не нашли свой рынок. В целом все, кто находится в ОЭЗ, свою нишу находят. Это и “Роквул”, и “Стекловолокно”. Естественно, всем надо заниматься продвижением своей продукции. Предположу, что они думали, что будет спрос, а такого количества спроса на их краску не получилось. Работу ОЭЗ “Алабуга” сейчас я оцениваю как эффективную. Она одна лучшая в России. Мы недавно рассматривали несколько резидентов, которые активно идут сюда. Сейчас они проходят через министерство экономического развития».

Виктория Чернова, директор по развитию информационно-аналитического агентства “Хим-курьер”: «Анализируя рынок лакокрасочных материалов России седьмой год, я не слышала о существовании данной компании. Если взять рейтинги мировых производителей, то в Топ-100 эта компания не попадет. Но в целом размеры инвестиций позволяли бы им стать крупными игроком на рынке РФ. EUR15 млн. – неплохие инвестиции в производство. Их достаточно, чтобы поднять производство. Так, в октябре 2012 г. Jotun – сильный норвежский производитель рынка промышленных красок – начал строительство завода в России. Производство будет находиться в аналоге вашей зоны “Алабуга” – в индустриальном парке “Федоровское”, расположенном в Ленинградской области. Там будет размещено производство жидких и порошковых покрытий. Мощность жидких покрытий составит 12 млн. л, мощность порошковых – 3600 тыс. т. Инвестиции в этот проект от его начала до реализации – 1,7 млрд. руб. Так что считайте сами, насколько значительными были бы инвестиции. Если же рассматривать российский рынок промышленной краски, то для многих потребителей важно имя производителя. Это значит, что “Пиксару” было бы трудно продвигать продукцию. Даже если бы они полностью наладили производственный процесс, то они бы окупались, образно говоря, “сто лет”. А такой бизнес никому не нужен. Что касается общей ситуации, то банкротство резидентов ОЭЗ – достаточно редкое явление. Предположу, что инвесторы данного завода решили войти в рынок, не зная особенностей его развития. Что касается действующих лидеров, то среди крупных российских производителей жидких лакокрасочных материалов первое место занимает Tikkurila (основная производственная площадка в Санкт-Петербурге). Данная компания занимает 15-17% от российского производства лакокрасок. На втором месте – Empils (площадка в Ростове). Они производят примерно 8%, если взять полуфабрикатные лаки. Это два основных лидера. Если говорить о рынке автомобильных красок, то мировым лидером по автокраскам является AkzoNobel. В России основным производителем жидких автомобильных красок является “Русские краски” (Ярославль). На втором месте – “Экопол” (Белгород). Всего имеется около 10 российских производителей конвейерных и авторемонтных материалов. Если смотреть объемы поставок на российский рынок, то лидером являются также “Русские краски”, на втором месте – Helios (Словения), затем – AkzoNobel. Кроме них присутствуют DuPont, “Экопол”, Ярославская лакокрасочная компания. На этом рынке 35-40 крупных игроков (включая производителей и импортеров). В 2012 г. емкость рынка автокрасок составляла 52 тыс. т, из них внутреннего производства – 14,5 тыс. т. Таким образом, продукция российского производителя занимает менее 30% на рынке. Высокая доля импорта обусловлена тем, что в России размещено большое количество предприятий, занимающихся сборкой машин иностранных производителей. Покраска данных авто осуществляется краской, которой красят их в стране базового производства. В сегменте порошковых красок ситуация иная. Во-первых, нельзя сказать, что порошковая краска предназначена именно для автопрома. На данный момент в России 8 производителей порошковой краски, идет строительство 2 новых заводов в Ленинградской области. Крупнейшим производителем порошковых красок в России является “Акзо Нобель Лакокраска” – дочернее российское предприятие по производству порошковых красок. В Татарстане нет производителей лакокрасочных материалов общероссийского масштаба. Я бы не сказала, что вступление в ВТО негативно для рынка российских лакокрасочных материалов. По большому счету, пошлины на ввоз краски не столь значительны. Если говорить об импорте порошковых красок в Россию, то пошлина составляет 5%. На ввоз сырья – пример, эпоксидной или полиэфирной смолы – пошлина составляет 10%. Учитывая, что российского сырья у нас нет и что все российские производители работают на импортном, то сейчас они находятся в более привилегированном положении. Отчасти отмена пошлин сказывается положительно не только в отношении импортеров краски, но и на российских производителях. Данная ситуация связана с тем, что развитие мирового рынка лакокрасочных материалов совпало с распадом Советского Союза. И в то время, когда в зарубежье вкладывали крупные инвестиции в науку, модернизацию, наши производители красок были заняты вопросами выживания. Поэтому появилось отставание в науке, была недостаточно развита сырьевая база».

Сергей Ермилов, генеральный директор ассоциации “Центрлак” (Ярославль): «В России имеется 10 крупных предприятий лакокрасочной отрасли, всего производителей подобных материалов – около 1000. Из них порядка 120 – 130 можно отнести к крупным и средним. Остальные предприятия мелкие, но занимают на рынке определенный объем. По Татарстану основными производителями были Казанский пороховой завод и “Хитон”, но последний, по-моему, сейчас упал очень сильно. Также в регионе есть весомое предприятие НПФ “Рекон”. Потребление лакокрасочных материалов на душу населения в Европе составляет 14-15 кг, в России – 7-8 кг. Отсюда вывод: для того, чтобы все у нас было нормально окрашено, защищено, можно удваивать производство. В 2012 г. в России были произведены и учтены 1087 тыс. т лакокрасочных материалов. На мой взгляд, есть еще порядка 150-200 тыс. т, неучтенных статистикой. По поводу объема инвестиций: фирма “3M”, которая также хочет работать в ОЭЗ “Алабуга”, планирует инвестиции в $20 млн. Teknos Group, которая будут работать в Марьино Ленинградской области, планирует вложить EUR15 млн. В планах “Хемпель” в Ульяновске – 650 млн. руб. Jotun Group в Ленинградской области предполагает вложить 1700 млн. руб. Американская компания PPG Industries Group собирается вкладывать в строительство производства в ОЭЗ “Липецк” 1970 млн. руб. То есть EUR15 млн., которые они планировали вложить в производство, – достаточные вложения, чтобы пустить производство. На данные средства можно было бы пустить производство мощностью 7-10 тыс. т/год».

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”: «Проект реализует известная итальянская компания Picsar Vernici S.r.l, производитель ЛКМ под торговой маркой ICSAM, один из ведущих марок ЛКМ в мире. Потребление ЛКМ в стране растет, требуются новые ЛКМ с уникальными свойствами, как раз такие, которые производит итальянская компания у себя на родине и которые планируется производить в ОЭЗ “Алабуга”. По данным Росстата, в 2012 г. в стране было произведено материалов аналогичных и лакокрасочных для нанесения покрытий прочих; сиккативов готовых 263953,6 т, что на 24,9% больше, чем в 2011 г. Материалов лакокрасочных на основе полимеров – 831029,6 т, это на 0,04% больше, чем в 2011 г. Материалов лакокрасочных на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, в водной среде было произведено в 2012 году 396152,8 т – на 7,86% больше. Материалов лакокрасочных на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, в неводной среде – 432302,5 т, на 6,56: меньше. Материалов лакокрасочных, аналогичных материалов и связанных с ними продуктов; красок художественных и полиграфических, прочих было произведено в 2012 г. 284616 т, что на 23,11% больше, чем в 2011 г. Можно видеть, что в большинстве своем динамика производства ЛКМ в стране положительная, значит, продукция предприятия будет востребована на рынке, найдет своего покупателя, то есть очевидно, что проект нужно продолжать реализовывать. Теперь остается только ждать прояснения ситуации. Если реализация проекта продолжится, значит банкротство было формальностью, проект будет реализовывать другая компания. А если он будет закрыт, то тогда останется ждать официальной информации от итальянской компании о причинах такого решения. И если проект все же будет прекращен, то, учитывая хорошие перспективы российского рынка ЛКМ, не исключено, что это может быть объяснено внутренними причинами итальянской компании, сменой стратегии ее развития и/или потерей интереса к России как к рынку сбыта». (business-gazeta/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version